Винсент Ван Гог
Голландский период: графика и «Едоки картофеля»
В Нидерландах Ван Гог впервые начал учиться классическому искусству, заинтересовался скульптурой и писал графические работы. Подробнее — в этой части.
Винсент Ван Гог
1. Женщина за шитьем, 1881
2. Крыши. Вид из окна студии, 1882
3. Рыбак с трубкой, 1883
4. Старая крестьянка, 1884
5. Ткач, 1884
6. Тополиная аллея на закате, 1884
7. Натюрморт с желтой шляпой, 1885
8. Приходской дом в Нюэнене, 1885
В 1881 году Винсент Ван Гог приехал в Гаагу. Так начался «Голландский период» его творчества, который продлился до 1885 года.
Вот основные события этого периода 👇
✍️ В 27 лет поступил учиться к голландскому пейзажисту Антону Мауве. Ван Гога хватило на три недели классического обучения. В какой-то момент он расколотил гипсовые слепки и заявил, что будет рисовать гипсы, только если на свете больше не останется живых людей с руками и ногами. Мауве отказался заниматься со скандалистом, хотя Ван Гог всегда отзывался о нем хорошо, а когда тот умер, посвятил ему пейзаж с цветущими персиковыми деревьями.
🗣 «Я… всегда испытывал и буду испытывать потребность любить какое-нибудь существо; преимущественно — сам не знаю, почему — существо несчастное, покинутое и одинокое»
🤰🏻 Познакомился с беременной проституткой Клазиной Марией Хорник, у которой была пятилетняя дочка. Ван Гог жалел их всех и хотел жениться на женщине. Через полтора года непростых отношений Клазина Мария ушла от Ван Гога: жизнь с художником-неудачником ее не устраивала, его таланта она не видела, к тому же по наущению мамы решила, что Винсент бесплатно использует ее как натурщицу.
🏡 Пожив в Дренте, приехал в родительский дом в крохотном Нюэнене. Отношения с родными совсем разладились из-за отсутствия работы, да и добропорядочные соседи смотрели на него свысока. Зато у Ван Гога появляется первая собственная студия в бывшей прачечной за домом родителей.
🎓 В 1885 году поступил в Академию изящных искусств в Антверпене по классу живописи и рисунка. Теперь он заинтересовался слепками — но не классическим рисунком. Его заворожило мастерство античных скульпторов, и он старался передать тяжесть скульптур, собственное впечатление вопреки протестам преподавателей. Много ходил по музеям, изучал работы Рембрандта, Халса, Рубенса. Жил тяжело и голодно, здоровье расшаталось.
🚂 Брат Тео уговорил Винсента переехать во Францию. Расцвет голландской живописи пришелся на 17 век, а в 19 веке самое яркое и интересное происходило в Париже. Если Винсент хотел научиться настоящей живописи, ему нужно было туда. Так начался следующий период в творчестве Ван Гога, о котором мы поговорим дальше.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь рассмотрим картину «Едоки картофеля» — раннюю и одну из самых известных работ Ван Гога.
🕯 Картина изображает ужин бедных голландских крестьян. Для этой семьи картофель — единственная доступная еда. Они сидят при тусклом свете, их лица грубы — Ван Гог не приукрашивает реальность, а даже утрирует черты, как принято в голландской живописи.
🗣 «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.»
🎨 Написал не менее 12 этюдов картины, а потом за одну ночь создал окончательный вариант. При этом Ван Гог смог создать динамичную композицию из пяти человеческих фигур — довольно сложная задача для начинающего художника.
🟤 Персонажи образуют круг вокруг квадратного стола. Сглаженные углы, волнообразные линии фигур и рук — все это втягивает нас в круговорот жизни, в которой крестьяне ели картошку вчера, едят сегодня и будут есть завтра. Тусклая цветовая гамма тоже говорит об отсутствии разнообразия.
🗣 «Целую зиму я держал нити будущей ткани и подбирал выразительный узор, и, хотя ткань у меня получилась на вид необработанная и грубая, нити были подобраны тщательно и в соответствии с определенными правилами. Не исключено, что у меня вышла настоящая крестьянская картина. Тот же, кто предпочитает видеть крестьян слащавыми, пусть думает, что хочет. Я лично убежден, что добьюсь лучших результатов, изображая сюжет во всей его грубости, чем пытаясь придать ему условное изящество.»
🥔 Если вам интересно узнать побольше о роли картофеля в живописи и не только — рекомендуем статью о картошке в искусстве.
О «Едоках картофеля» и правде жизни Ван Гога
1. Винсент Ван Гог. Сеятель, 1881
2. Винсент Ван Гог. Копатель, 1882
3. Винсент Ван Гог. Одинокий старик (в богадельне), 1882
4. Винсент Ван Гог. Одинокий старик (в богадельне), 1890
5. Винсент Ван Гог. Пахарь с женщиной, сажающие картошку, 1884
6. Винсент Ван Гог. Посадка картофеля, 1885
7. Жан-Франсуа Милле. Сборщицы колосьев, 1857
8. Жан-Франсуа Милле. Человек с мотыгой, 1860—1862
Винсент Ван Гог
1. Дом священника с беседкой, 1881
2. Одинокий старик (в богадельне), 1882
3. Старик из богадельни, 1882
4. Молитва перед едой, 1882
5. Двор дома матери Сиен, 1882
6. Женская голова, 1883
Завершим часть разговором о графике Ван Гога. Рисуя во множестве графические работы, Ван Гог учится передавать линию, объем, форму. По скорости и качеству обучения уже видно, что перед нами гений.
👨🌾 В этот период Ван Гог стремился стать «крестьянским» художником. В этом он опирался на философию Жана-Франсуа Милле, который жил среди крестьян и считал, что художник должен быть скромным и «ходить в деревянных башмаках». Но если у Милле крестьяне величавы, почти статуи, то Ван Гог показывает утрированные этнографические типы, без обожествления и приукрашивания. При этом он специально утрирует внешнюю грубость, чтобы вытащить неявную внутреннюю красоту, свет.
👨🎨 Талант Ван Гога понимали и коллеги, и неискушенные зрители. Рабочие типографии в Гааге, где он делал иногда оттиски своих работ, попросили дать им копию «Одинокого старика (в богадельне)» 1882 года, чем Ван Гог очень гордился.
🗣 «Никакой успех не мог бы порадовать меня больше, чем то, что обыкновенные рабочие люди хотят повесить мою литографию у себя в комнате или мастерской».
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день