Винсент Ван Гог
Парижский период: импрессионизм и «Портрет Папаши Танги»
В Париже Ван Гог подхватил манеру импрессионистов, но не стал подражать их легкости: у него уже виднелись тоска и грусть. Детально разберемся в этом периоде.
Винсент Ван Гог
1. Мулен де ла Галетт, 1886
2. Ваза с цинниями и геранью, 1886
3. Автопортрет, 1887
4. Берег Сены, 1887
5. Вид на Париж из комнаты Винсента на улице Лепик, 1887
6. Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», 1887–1888
Итак, Ван Гог в Париже — в центре европейского искусства. Парижский период продлился с марта 1886 по февраль 1888, но за это время Ван Гог успел многое.
Вот чем он занимался 👇
🎓 Учился у художника Фернана Кормона. Ван Гог понимал, что ему важно освоить анатомию и натуру, и делал множество рисунков, постоянно экспериментировал с маслом, мазком, цветом. Учеба продлилась всего два месяца. После этого работал в мастерской, которую снял ему Тео.
🎨 Познакомился со всеми передовыми художественными направлениями и мастерами. Первым делом взял на вооружение манеру импрессионистов: в его картинах появляются свет и мелкие мазки, палитра становится более светлой. Но вместо импрессионистской легкости и сиюминутности — меланхолия и тоска, которые особенно видно в автопортретах этого периода. Большое влияние на Ван Гога оказали японские гравюры.
💭 В конце концов устал от Парижа. Кроме шума большого города причиной стало разочарование: Ван Гог увидел трудности жизни художников, их постоянные склоки, зависть, ссоры, непонимание зрителей. Как настоящий идеалист он мечтал о коммуне художников, где царила бы другая атмосфера — творчества, товарищества. Чтобы создать такую коммуну, Ван Гог переехал в Арль.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяВинсент Ван Гог
1. Портрет Папаши Танги, 1886-1887
2. Портрет Папаши Танги, 1887
3. Портрет Папаши Танги, 1887 (вторая версия из музея Родена)
Перед нами «Портрет Папаши Танги». Мужчина на нем был весьма известной личностью среди парижских художников. Чтобы лучше понять особенности этой работы, познакомимся с «Папашей» поближе.
🎨 Жюльен Танги держал лавку для художников на улице Клозель. Там продавались краски, кисти и картины. Молодым и бедным художникам Танги давал неограниченный кредит на покупки и даже подкармливал их. Полотна, которые спустя годы стоили целое состояние, доставались ему почти бесплатно. Например, лавке Папаши Танги долгое время была единственным местом, где можно было купить работы Сезанна — большие за сто франков, маленькие — за сорок.
👤 Эксцентричный Ван Гог нравился Папаше. Хотя тот всегда считал, что успеха обязательно добьется «художник, который ведет себя достойно», а Винсент со своим пристрастием к абсенту не очень подходил под это определение. Ван Гог тоже отвечал Танги симпатией, как и всякому, кто интересовался его творчеством: он с радостью дарил ему свои картины, а взамен мог брать столько красок, сколько нужно. «Портрет Папаши Танги» — один из трех, изображающих лавочника.
🧔 Ван Гогу удалось точно передать характер Танги. На добром лице играет улыбка, ярко-синие глаза смотрят немного насмешливо. Его не зря прозвали Папашей — он действительно вызывает впечатление отзывчивого и сочувствующего человека.
🖼 Папаша Танги очень любил свой портрет. Если к нему обращались с предложением купить картину, он требовал за нее пятьсот франков — а когда покупатель возмущался дороговизной, добавлял: «Я ведь не настроен продавать свой портрет». Холст оставался с Танги до конца жизни; после его смерти картину приобрел Роден — она и сейчас находится в Музее Родена.
1. Винсент Ван Гог. Пара ботинок, 1886
2. Винсент Ван Гог. Пара ботинок, 1887
3. Винсент Ван Гог. Три пары ботинок, 1886
4. Хуан Миро. Натюрморт со старым ботинком, 1937
5. «Продаются детские ботинки, неношенные», предположительно Эрнест Хемингуэй
6. Дьюла Пауэр. Туфли на набережной Дуная, Будапешт, Венгрия, 2005
1. Утагава Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия «100 знаменитых видов Эдо», 1856—1858
2. Утагава Хиросигэ. Цветущий сливовый сад в Камейдо, 1857
3. Кацусика Хокусай. Ирисы и луговая цикада, 1832
4. Винсент Ван Гог. Куртизанка, 1887
5. Винсент Ван Гог. Мост под дождем, по мотивам Хиросигэ, 1887
6. Винсент Ван Гог. Цветение сливого сада, по мотивам Хиросигэ, 1887
7. Винсент Ван Гог. Фруктовый сад в цвету, 1888
8. Винсент Ван Гог. Ирисы, 1889
Мы уже упоминали, что большое влияние на Ван Гога оказало японское искусство. Давайте посмотрим, как это произошло.
🇯🇵 Впервые парижане увидели цветные гравюры Хиросигэ и Хокусая еще в 60-е годы 19 века. Тогда они особенно впечатлили импрессионистов. Например, коллекция Клода Моне составляла больше 250 произведений японского искусства, он их с удовольствием демонстрировал и дарил.
🍂 Ван Гогу японские гравюры впервые попались в Антверпене. В Париже увлечение Японией стало еще сильнее. Художник много читал о ней, окружал себя изображениями и предметами. Японское искусство сильно повлияло на его живопись: появились четкие контуры обводки, как на гравюрах.
🏯 Ван Гог создал в воображении собственную «идеальную Японию». Для него она стала страной безмятежности и простоты, которых ему не хватало в жизни. Отправляясь в Арль, Винсент писал брату Тео и Полю Гогену, еще одному ценителю «примитивного» искусства, что едет в Японию. Он стремился найти на юге Франции покой, «чистоту атмосферы и легкие цветовые эффекты» с восточных гравюр.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день