angle-down facebook instagram vkontakte warning

Диего Веласкес

Возвращение в Испанию: картина «Сдача Бреды» и три портрета короля

После Италии Диего возвращается в Мадрид. Он пишет «Сдачу Бреды» и портреты короля Филиппа IV. Разберем эти культовые картины.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Хлопонина
Кандидат культурологии, преподаватель Московского Гуманитарного университета

Диего Веласкес

1. Портрет Филиппа IV, 1644
2. Конный портрет Филиппа IV, 1634
3. Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме, 1632-1633
4. Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме, 1635
5. Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом, 1631
6. Дон Себастьян де Морра, 1645
7. Шут по прозвищу „Дон Хуан Австрийский“, 1632-1633
8. Венера с зеркалом, 1647—1651

После двухлетней поездки в Италию Веласкес вернулся к Мадридскому двору с новыми силами и идеями.

Это положительно отразилось на его карьере 👇

👑 По возвращении в Испанию назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 получил почетное звание гардеробмейстера, руководил оформлением нового королевского дворца.

🗝 Пишет серию картин о военных победах Филиппа IV. Самая известная — «Сдача Бреды».

👤 Продолжает работу над портретами. Кроме королевской четы и аристократов Веласкес изображает карликов и шутов — получается целая серия таких работ.

⚔️ Принимает участие в походе Филиппа IV на Арагон. В этом походе пишет один из портретов короля, становится администратором королевского двора.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Диего Веласкес. Сдача Бреды, 1634-1635

Поговорим о картине «Сдача Бреды» — одной из 12 батальных сцен, которые Веласкес написал для парадного зала нового дворца Буэн Ретиро.

Почему именно «Сдача Бреды» стала знаковой 👇

⚔️ Картина показывает события 1625 года во время войны Испании с Нидерландами. После длительной осады крепости Бреды командующий испанскими войсками Амброзио Спинола предложил осажденным сдаться, не продолжая кровопролития. Предложение было принято, и население Бреды не пострадало.

🗝 В центре композиции — передача ключа от осажденной крепости командующему испанской армией. Сцена изображена на фоне пейзажа и фланкирована с двух сторон группами воинов. Треть композиции занимают копья испанцев, поэтому картину иногда так и называют — «Копья».

👥 Веласкес выражает личное отношение к участникам сцены. Испанцы великодушно принимают капитуляцию побежденных, адмирал не позволяет коменданту опуститься на колени. Позы и жесты персонажей передают их примирение и взаимное уважение.

В прошлой части мы предложили сравнить две картины Веласкеса — «В кузнице у Вулкана» и «Принесение Иакову одежды Иосифа».

🖼 Картины написаны в одно время, примерно одного размера. На них одинаковое количество персонажей, сходные колористическое и композиционное решения. Источники света слева и справа как бы перекликаются.

Но картины объединяет не только художественное решение, но и смысл 👇

💔 О сюжете «Кузницы» мы вам уже рассказывали — это иллюстрация одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия о том, что Венера изменяет хромому Вулкану с воинственным Марсом, а Аполлон сообщает об этом обманутому супругу.

🩸 Вторая картина иллюстрирует библейскую историю вражды родственников. Иосиф был любимым сыном Иакова, что очень не нравилось его братьям. Однажды они сговорились, избили Иосифа и бросили в колодец. Убить не решились, но продали в рабство купцам, которые шли в Египет. Что сказать отцу? Братья измазали кровью козла одежды Иакова и принесли домой, объяснив, что нашли только это и, возможно, брата растерзали дикие звери. Отец поверил и погрузился в глубокую печаль.

️ Эти работы объединяет тема обмана, предательства. Только на одном полотне обман совершается, а на другом — раскрыт. Граница мира неведения и гонцов, приносящих дурную весть, в обоих случаях выражена композиционно: Аполлона от остальных отделяет железная кочерга, а Иакова — трость. В какой момент правда и ложь отделяются друг от друга — когда ложь происходит или когда о нем узнают? И действительно ли поверил Иаков, или заметил, что на одежде нет следов когтей, и почувствовал предательство родных сыновей, но гонит от себя эту мысль?

👨‍🎨 Мы не знаем, имел ли в виду нечто подобное Веласкес, но раз его работы могут ставить такие вопросы — значит, они выходят далеко за пределы просто придворной живописи и лишний раз подтверждают глубину и величие испанского художника.

Диего Веласкес

1. Портрет Филиппа IV в серебряном костюме, 1631-1632
2. Конный портрет Филиппа IV, 1634
3. Портрет Филиппа IV в военном мундире, 1644

В завершение части посмотрим на три портрета Филиппа IV. Веласкес был любимым художником короля, тот пожаловал ему мастерскую во дворце и почти каждый день приходил смотреть, как он работает.

Соответственно, и Веласкес мог писать короля практически в любое время 👇

🤴 Портрет Филиппа IV в серебряном костюме. Король изображен в полный рост, на фоне пышной драпировки. Однако здесь нет ни королевских регалий, ни атрибутов власти: монарх одет не в строгий парадный мундир, а в домашний костюм. Поза расслаблена, лицо спокойно, в руке письмо. Все это придает портрету камерную атмосферу, раскрывает человеческую, душевную сторону правящего монарха, которую почувствовал Веласкес.

🐴 Конный портрет короля. Для своего конного портрета Филипп позировал, сидя на лошади несколько часов подряд. Профильное изображение напоминает медальерные композиции. Король показан как глава государства и великий полководец. Роскошное обмундирование, воинские доспехи, жезл в правой руке — все это создает атмосферу триумфа и придает образу парадную торжественность. Возможно, портрет, подобно «Сдаче Бреды», был предназначен для украшения парадного зала во дворце Буэн Ретиро.

🗡 Портрет Филиппа IV в военном костюме. Этот портрет был написан в военном лагере во Фраге, куда Веласкес отправился в числе сопровождающих короля к театру военных действий. В мае 1644 года испанцы потеснили французов и в июле того же года вошли в Лериду. Чтобы отметить эту победу, Филипп IV заказал Веласкесу свой портрет. Художник работал в тяжелых условиях, но портрет передает образ короля с подобающим достоинством и величием.

Что такое габсбургская губа и почему выродилась королевская династия ?

Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV в латах, 1628

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;