Диего Веласкес
Возвращение в Испанию: картина «Сдача Бреды» и три портрета короля
После Италии Диего возвращается в Мадрид. Он пишет «Сдачу Бреды» и портреты короля Филиппа IV. Разберем эти культовые картины.
Диего Веласкес
1. Портрет Филиппа IV, 1644
2. Конный портрет Филиппа IV, 1634
3. Портрет кардинала-инфанта Фердинанда Австрийского в охотничьем костюме, 1632-1633
4. Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме, 1635
5. Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом, 1631
6. Дон Себастьян де Морра, 1645
7. Шут по прозвищу „Дон Хуан Австрийский“, 1632-1633
8. Венера с зеркалом, 1647—1651
После двухлетней поездки в Италию Веласкес вернулся к Мадридскому двору с новыми силами и идеями.
Это положительно отразилось на его карьере 👇
👑 По возвращении в Испанию назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 получил почетное звание гардеробмейстера, руководил оформлением нового королевского дворца.
🗝 Пишет серию картин о военных победах Филиппа IV. Самая известная — «Сдача Бреды».
👤 Продолжает работу над портретами. Кроме королевской четы и аристократов Веласкес изображает карликов и шутов — получается целая серия таких работ.
⚔️ Принимает участие в походе Филиппа IV на Арагон. В этом походе пишет один из портретов короля, становится администратором королевского двора.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Поговорим о картине «Сдача Бреды» — одной из 12 батальных сцен, которые Веласкес написал для парадного зала нового дворца Буэн Ретиро.
Почему именно «Сдача Бреды» стала знаковой 👇
⚔️ Картина показывает события 1625 года во время войны Испании с Нидерландами. После длительной осады крепости Бреды командующий испанскими войсками Амброзио Спинола предложил осажденным сдаться, не продолжая кровопролития. Предложение было принято, и население Бреды не пострадало.
🗝 В центре композиции — передача ключа от осажденной крепости командующему испанской армией. Сцена изображена на фоне пейзажа и фланкирована с двух сторон группами воинов. Треть композиции занимают копья испанцев, поэтому картину иногда так и называют — «Копья».
👥 Веласкес выражает личное отношение к участникам сцены. Испанцы великодушно принимают капитуляцию побежденных, адмирал не позволяет коменданту опуститься на колени. Позы и жесты персонажей передают их примирение и взаимное уважение.
В прошлой части мы предложили сравнить две картины Веласкеса — «В кузнице у Вулкана» и «Принесение Иакову одежды Иосифа».
🖼 Картины написаны в одно время, примерно одного размера. На них одинаковое количество персонажей, сходные колористическое и композиционное решения. Источники света слева и справа как бы перекликаются.
Но картины объединяет не только художественное решение, но и смысл 👇
💔 О сюжете «Кузницы» мы вам уже рассказывали — это иллюстрация одного из эпизодов «Метаморфоз» Овидия о том, что Венера изменяет хромому Вулкану с воинственным Марсом, а Аполлон сообщает об этом обманутому супругу.
🩸 Вторая картина иллюстрирует библейскую историю вражды родственников. Иосиф был любимым сыном Иакова, что очень не нравилось его братьям. Однажды они сговорились, избили Иосифа и бросили в колодец. Убить не решились, но продали в рабство купцам, которые шли в Египет. Что сказать отцу? Братья измазали кровью козла одежды Иакова и принесли домой, объяснив, что нашли только это и, возможно, брата растерзали дикие звери. Отец поверил и погрузился в глубокую печаль.
⚡️ Эти работы объединяет тема обмана, предательства. Только на одном полотне обман совершается, а на другом — раскрыт. Граница мира неведения и гонцов, приносящих дурную весть, в обоих случаях выражена композиционно: Аполлона от остальных отделяет железная кочерга, а Иакова — трость. В какой момент правда и ложь отделяются друг от друга — когда ложь происходит или когда о нем узнают? И действительно ли поверил Иаков, или заметил, что на одежде нет следов когтей, и почувствовал предательство родных сыновей, но гонит от себя эту мысль?
👨🎨 Мы не знаем, имел ли в виду нечто подобное Веласкес, но раз его работы могут ставить такие вопросы — значит, они выходят далеко за пределы просто придворной живописи и лишний раз подтверждают глубину и величие испанского художника.
Диего Веласкес
1. Портрет Филиппа IV в серебряном костюме, 1631-1632
2. Конный портрет Филиппа IV, 1634
3. Портрет Филиппа IV в военном мундире, 1644
В завершение части посмотрим на три портрета Филиппа IV. Веласкес был любимым художником короля, тот пожаловал ему мастерскую во дворце и почти каждый день приходил смотреть, как он работает.
Соответственно, и Веласкес мог писать короля практически в любое время 👇
🤴 Портрет Филиппа IV в серебряном костюме. Король изображен в полный рост, на фоне пышной драпировки. Однако здесь нет ни королевских регалий, ни атрибутов власти: монарх одет не в строгий парадный мундир, а в домашний костюм. Поза расслаблена, лицо спокойно, в руке письмо. Все это придает портрету камерную атмосферу, раскрывает человеческую, душевную сторону правящего монарха, которую почувствовал Веласкес.
🐴 Конный портрет короля. Для своего конного портрета Филипп позировал, сидя на лошади несколько часов подряд. Профильное изображение напоминает медальерные композиции. Король показан как глава государства и великий полководец. Роскошное обмундирование, воинские доспехи, жезл в правой руке — все это создает атмосферу триумфа и придает образу парадную торжественность. Возможно, портрет, подобно «Сдаче Бреды», был предназначен для украшения парадного зала во дворце Буэн Ретиро.
🗡 Портрет Филиппа IV в военном костюме. Этот портрет был написан в военном лагере во Фраге, куда Веласкес отправился в числе сопровождающих короля к театру военных действий. В мае 1644 года испанцы потеснили французов и в июле того же года вошли в Лериду. Чтобы отметить эту победу, Филипп IV заказал Веласкесу свой портрет. Художник работал в тяжелых условиях, но портрет передает образ короля с подобающим достоинством и величием.
Что такое габсбургская губа и почему выродилась королевская династия ?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день