Диего Веласкес
Мадридский период: придворный художник и знакомство с Рубенсом
Когда Веласкес приехал в Мадрид, он поразил короля талантом и стал придворным художником. Узнаем, что важного он создал в испанской столице.
Диего Веласкес
1. Портрет капеллана Хуана де Фонсека, 1623
2. Портрет Дона Луиса де Гонгора, 1622
3. Портрет графа де Оливареса, ок. 1624
4. Портрет Филиппа IV, 1624
5. Пьяницы, или триумф Вакха, 1628
Поговорим о Мадридском периоде творчества Веласкеса. Ему предшествовали события государственного масштаба.
👑 В 1621 году на трон Испании садится Филипп IV. Главой правительства он делает графа Оливареса — представителя одного из самых знатных и старинных семейств Севильи. Тот окружает себя своими людьми из родного города, среди которых много друзей Пачеко — тестя Веласкеса.
👨🎨 Веласкес приезжает в Мадрид по приглашению Оливареса. Сразу начал с портретов высокопоставленных вельмож: королевского капеллана Хуана де Фонсека, знаменитого поэта Луиса де Гонгора и самого Оливареса.
🎨 Пишет портрет Филипа IV. Король так впечатлился, что сразу назначил 24-летнего Веласкеса придворным художником — только он имел право писать портреты монарха. С этого момента и до самой смерти Веласкес жил при дворе и ни в чем не нуждался, получая новые, более высокие должности. Свой статус он подтвердил, победив в конкурсе среди придворных художников на историческую тему «Изгнание морисков из Испании 1609 года» — его картина была признана лучшей (к сожалению, она не сохранилась).
🤝 В 1628 году знакомится с Питером Паулем Рубенсом. Тот приехал в Мадрид с дипломатической миссией. Филипп IV представил придворного художника знаменитому фламандскому живописцу, и они сдружились. Веласкес многому научился у Рубенса. В его картине «Пьяницы, или триумф Вакха» чувствуется влияние старшего товарища.
🖼 Все это время Веласкес совершенствует свою технику. В Мадриде он получает доступ к королевской коллекции живописи, может общаться с испанской культурной элитой. Еще больше его художественный кругозор расширила поездка в Италию.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Теперь рассмотрим картину «Триумф Вакха», известную также под названием «Пьяницы». Известно, что ее заказал сам Филипп IV.
🍇 Сюжет построен на контрасте. В левой части сидит молодой и красивый бог виноделия — у него светлая кожа и в целом идеальный образ. А вот его почитатели справа — простые крестьяне с грубыми лицами и натруженными руками, в одежде 17 века. В их образах выражена реалистическая традиция испанской живописи.
👥 Композиция отсылает к картинам на тему Поклонения волхвов. За счет остроумной подмены персонажей сцена превращается в полный добродушной иронии фарс.
🕯 В работе очевидно влияние Караваджо. Это заметно по работе с цветом и сочетанию мифологического сюжета и современности. Хотя тогда Веласкес еще не был в Италии, он мог видеть итальянскую живопись в коллекции короля.
Давайте теперь обсудим идеи Франсиско Пачеко об искусстве, которого мы уже упоминали — это учитель и тесть Веласкеса. А еще попробуем выполнить небольшое задание.
✍️ Франсиско Пачеко много размышлял о религиозном в искусстве (не зря был цензором инквизиции). В своем трактате «Искусство живописи» он, среди прочего, сформулировал главные черты католической иконографии на тему «Непорочное зачатие».
✨ Непорочное зачатие — важнейшая концепция христианства. В католицизме, в отличие от православия, считается, что Дева Мария сама появилась в результате него, то есть от рождения избавлена от первородного греха. Испанские католики с особым трепетом относились к этому догмату. Официально его приняли только в 1854 году, но еще в начале 17 века папа запретил противоречить этому.
👩 Пачеко описал, как в правильном искусстве должно выглядеть Непорочное зачатие. По его мнению, Дева Мария должна быть юной девушкой с золотистыми волосами, серьезным взглядом. На ней белое платье и голубой плащ, она стоит на полумесяце и окружена солнцем. Этот сюжет был очень популярен, его писали многие художники.
1. Рубенс. Непорочное зачатие, 1628
2. Диего Веласкес. Непорочное зачатие, 1619
💬 А теперь задание! Мы говорили, что Веласкес и Рубенс быстро нашли общий язык, с уважением относились к мастерству друг друга. Посмотрим, как они смотрели на один и тот же сюжет.
Перед вами два «Непорочных зачатия» — Рубенса (1628) и Веласкеса (1619). Поразмышляйте, чем отличаются эти картины? Заметны ли различия национальных школ живописи, авторской манеры? Строго ли соблюдается канон Пачеко? Чья версия вам больше нравится и почему?
О сюжете «Ужин в Эммаусе» у Веласкеса и Караваджо
1. Караваджо. Ужин в Эммаусе, 1599—1602
2. Диего Веласкес. Ужин в Эммаусе, 1620
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день