Пол Верховен
Авторский почерк
Верховена часто называют провокатором, но давать ему только такое определение — слишком скупо. Рассмотрим его творческий почерк.
💋 В фильмах Верховена много секса. Мы видим интерес к теме с самого начала — это фильмы «Турецкие наслаждения», «Дело есть дело», «Плоть + кровь». А «Плоть + кровь» можно интерпретировать как сочетание секса и смерти. Соединять две темы Верховен тоже любил и в нидерландском, и в американском периоде.
📺 Верховен начинает как мастер авторского кинематографа. «Турецкие наслаждения», «Четвертый мужчина» — все это артхаус.
🇺🇸 В Америке он становится режиссером зрительского кино. Там Верховен снимает коммерческие фильмы, а по возвращении в Европу снова занимается авторскими. Он легко приспосабливается к различным условиям, но никогда не изменяет себе и своим темам.
🌊 Верховен встраивается в общий процесс омоложения кинематографа: французской и чехословацкой новой волны, нового кино Германии и Бразилии, черной волны югославского кинематографа, пражской весны в Чехословакии, кино оттепели в СССР.
🍿 В Голливуде он приближается к эстетике комикса. Там он снимает фильмы, рассчитанные на широкую аудиторию: персонажи более плоские, сюжеты более острые и напоминают детективы, триллеры. Из-за черт комикса Жак Риветт, гений французской новой волны, даже сравнивал его с художником Роем Лихтенштейном.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Эрик Бревиг, Пол Верховен и команда VFX Dream Quest снимают кадры с управлением движением в фильме «Вспомнить все», 1990
Продолжим знакомиться с чертами режиссуры Верховена 👇
⚡️ Уже в европейском периоде он склонялся к жанровым особенностям триллера и одновременно иронии. Это видно по фильму «Четвертый мужчина».
🎭 Его постмодернизм выражается в переосмыслении и пародировании штампов американского кино в рамках самого американского кино. Тут он напоминает Дугласа Серка, который тоже насмехался над голливудскими штампами.
👁 Он без сантиментов разглядывает человека и его природу. Верховен делает это и в «Турецких наслаждениях», и в «Четвертом мужчине», и в «Плоти + крови».
💌 Несмотря на все это, остается гуманистом. «Турецкими наслаждениями» он постулирует любовь, побеждающую смерть. А в «Шоугелз» — американскую мечту, которая для Верховена означает не залезть на самую вершину, а сохранить внутреннюю целостность и не идти против себя.
🔮 Верховен любит спецэффекты. И если в «Турецких наслаждениях» и «Четвертом мужчине» их еще не так много, то в «Робокопе» или «Вспомнить все» их уже гораздо больше.
🎞 Он предпочитает работать в стиле большого кино. Высокий уровень технической реализации, выверенный план, не ручная камера, не слишком частый монтаж, голливудский академизм.
Поговорим об операторе и любимых актерах Верховена 👇
🎥 Ян де Бонт был частым оператором режиссера. Он стал известным в 1973 после «Турецких наслаждений». Именно он настоял на таком «сыром» виде картины. Еще они вместе сняли фильмы «Кити-вертихвостка», «Четвертый мужчина», «Плоть + кровь», «Основной инстинкт».
✨ Один из любимых актеров Верховена, Рутгер Хауэр, родился в актерской семье. Он убегал из дома, работал на торговом судне, служил в армии, а потом учился в актерской школе. Оттуда попал в королевский театр, стал популярным благодаря сериалу «Флорис».
🐎 Судьбоносная роль в сериале досталась Хауэру случайно. Изначально в фильме должен был работать известный нидерландский актер, но он выбыл из проекта. А Хауэр остался и благодаря навыкам фехтования и верховой езды получил роль рыцаря.
🧩 Так режиссер с актером начали сотрудничать. Верховен и Хауэр вместе делали «Турецкие наслаждения», «Солдата королевы», «Плоть + кровь».
✈️ Оба переезжают и в Голливуд. Хауэр оказывается там раньше: с Сильвестром Сталлоне играет в «Ночных ястребах», появляется в «Бегущем по лезвию» и закрепляет звездный статус.
💔 Позже Верховен с Хауэром ссорятся. Несмотря на совместные планы по съемкам «Робокопа», вместе они больше не работали. В девяностых карьера Хауэра идет на спад, хоть он и участвует в интересных проектах — «Городе грехов» Родригеса, «Мельнице и кресте» Маевски.
⚡️ Еще один любимый актер Верховена — Ерун Краббе. Он играл в «Оранжевом солдате», но прославился после роли в «Четвертом мужчине». Некоторые считают, что этот фильм предвосхитил «Основной инстинкт».
😈 Тогда же актера заметили американцы. Краббе снялся в фильме «Джек-попрыгун» с Вупи Голдберг, а потом исполнил роль генерала КГБ в одной из частей бондианы. Эта роль принесла ему мировую известность и закрепила амплуа злодея. После этого Краббе часто играет плохих парней — в «Карателе», «Беглеце» с Харрисоном Фордом, «Фаринелли-кастрате».
Работа с актерами в Европе и Голливуде
🎨 И ирония, и гуманность, и эстетика большого кино, и внимание к массам — Верховен сочетает несочетаемое. Какое качество его режиссуры удивляет вас больше других?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день