Паоло Веронезе
Зрелая живопись и пик карьеры
После смерти Тициана Веронезе становится официальным художником республики, а его живописная манера достигает пика. Давайте подробней рассмотрим особенности зрелого стиля Веронезе в 1570-х.
Паоло Веронезе
1. Благовещение
2. Обращение Савла
🔄 В зрелый период меняется живописная система художника. Композиции все более многолюдны, ему нравится писать толпу. Каждое свободное место на картине он заполняет людьми, создавая ощущение толпы, и при этом использует очень сложные сочетания цветов.
📏 Веронезе продолжает строить композицию в формате фриза. В этой же манере работали его предшественники Джованни Беллини и Витторе Карпаччо. Веронезе был последним из венецианских художников, кто использовал эту композиционную схему. Для нее характерно размещение всех фигур на переднем плане, а на заднем — строения или отдельные архитектурные элементы.
☝️ У Веронезе особый подход. Способ фризового построения кажется скучным по сравнению с Тинторетто, который лихо закручивал композицию по дугам и спиралям. Но Веронезе настолько виртуозно выстраивал композицию при помощи разнообразных архитектурных элементов, что его картины захватывают зрителя с первого взгляда.
🏛 Архитектура играет огромную роль в творчестве Веронезе. В работе «Благовещение» Дева Мария и ангел находятся в разных углах картины, как будто какая-то сила раскидала их по краям. Все внимание зрителя сосредоточено на центре картины, на архитектурных элементах.
▪️ Над аркой в середине композиции и на базах колонн художник размещает гербы заказчиков Скуолы Деи Мерканти и семейств Кадабраццо и Копони.
🔎 Композиция выстроена как театральная декорация, в глубине которой маленький храм. Изначально это был триптих, и по бокам картину обрамляли аллегории Милосердия и Веры.
👥 Все работы Веронезе густо заселены персонажами. Обычно мастеру требуется предварительный рисунок, чтобы написать такие сложные многофигурные композиции. Но, судя по рентгену, Веронезе верно располагал все фигуры в нужных пропорциях уже на начальном этапе работы и часто без дополнительного рисунка.
😱 В картине «Обращение Савла» очень сложная композиция, месиво лошадей и людей. Рентген показал, что композиционно Веронезе разместил на полотне всех персонажей без предварительного рисунка. Возможно, он сразу писал красками, и объемы рождались мгновенно под кистью мастера.
🌪 Более того, эта сложная композиция писалась быстро. Исследования показывают, что основную часть картины Веронезе написал кистью, а детали прорисовал черенком по сырой краске — это можно видеть в декоре шлема и желтого панциря всадника на сером коне в правой части картины. Так возможно сделать только пока краска не просохла.
▪️ Картину обрезали с трех сторон еще в 17 веке. Она была минимум на 36 сантиметров длиннее — по 11 сантиметров слева и 25 справа, плюс 1 сантиметр внизу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Сочетание рисунка с колористикой — еще одна отличительная черта работ Веронезе. Давайте поговорим об этом чуть подробнее.
🎨 Веронезе виртуозно работал с цветом. Использовал очень богатую палитру, а при помощи добавления различного количества белил моделировал пространство и объемы.
🟩 У Веронезе были свои фирменные цвета. Характерный сине-зеленый цвет в искусстве часто называют «зеленый Веронезе». Он также активно использовал белый цвет и его разнообразные оттенки.
✏️ Веронезе придавал большое значение рисунку в отличие от своих великих современников Джорджоне и Тициана. Он пытался найти новые способы изображения фигур и материи. Складки на одеждах он лишь намечает тонким мазком, но при этом за счет мастерски использованной светотени ощущается фактура ткани.
🟫 Веронезе использовал грунт малой толщины — это позволило картинам лучше сохраниться и не осыпаться. Он экспериментировал с цветными грунтами и цветом имприматуры (поверхностной тонировки уже готового грунта). Часто наносил имприматуру теплого коричневого цвета, а с начала 1580-х начал использовать темный грунт, который подчеркивал драматизм сюжета.
Паоло Веронезе
1. Поклонение волхвов
2. Пир у Симона Фарисея
3. Пир в доме Ливия
4. Битва при Лепанто
5. Похищение Европы
В сюжетике Веронезе можно выделить три направления: религиозные сюжеты, античные сюжеты и пиры со сражениями. Давайте посмотрим, какие особенности есть у каждого.
1️⃣ В религиозных сюжетах Веронезе строгая религиозность сочетается с жизнерадостной атмосферой венецианских праздников. Он дает трактовку библейских сюжетов в бытовом контексте.
2️⃣ Пиры и сражения по-прежнему занимают важное место в творчестве Веронезе. Важными работами на эту тему в 1570-х стали картины «Пир у Симона Фарисея», «Пир в доме Ливия» и масштабная баталия «Битва при Лепанто», в которой художник изобразил события Кипрской войны — сражение турецких и венецианских галер. Вверху жители Венеции поклоняются Мадонне в знак благодарности за помощь в победе.
3️⃣ Античные сюжеты Веронезе импрессионистические по стилю, отличаются сложными композициями и ракурсами. Он смотрит на них как на повод для торжества в живописи. Например, в работе «Похищение Европы» быка даже не сразу видно, хотя он центральный персонаж сюжета.
1. Паоло Веронезе. Пир в доме Левия или Тайная вечеря, 1573
2–6. Фрагменты картины
Тренажер.
💡 Проверьте свои силы в новом тренажере, посвященном знаменитому итальянскому живописцу эпохи Возрождения — Паоло Веронезе. Легко ли узнать его приемы и почерк?
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день