Паоло Веронезе
Поздние работы
В поздний период творчества Веронезе все чаще обращается к двум темам: любовные истории из античной мифологии, где главной героиней обычно выступает Венера, и сюжеты о смерти Христа. Посмотрим, в чем особенности последних работ и немного поговорим о портр
Паоло Веронезе
1. Венера и спящий Адонис
2. Марс и Венера с Амуром и собакой
3. Венера и Марс с Амуром
4. Марс и Венера
Начнем с античной мифологии.
🔝 Работа «Венера и спящий Адонис» считается одной из наиболее удачных работ Веронезе на тему любви в античной мифологии. В 1641 году эту картину купил Веласкес и подарил испанскому королю Филиппу IV.
📖 По сюжету Венера воспылала страстью к Адонису от случайного касания стрелы Амура. По версии Овидия, Адонис был смертельно ранен на охоте вепрем. Венера, услышав мучения любимого, спустилась на колеснице вниз, но опоздала.
🔙 На картине изображен момент до ранения. Венера склоняется над спящим Адонисом, еще не зная, что его ждет впереди. Атмосфера спокойная и даже немного веселая. Но уже чувствуется скорбь будущей трагедии. Пейзаж, окрашенный розовыми бликами заходящего солнца, контрастирует с тревожным предгрозовым небом.
👫 Работа «Марс и Венера с Амуром и собакой» («Марс, раздевающий Венеру») — оригинальная интерпретация известного мотива. Лицо Марса абсолютно спокойно, по нему не скажешь, что он собирается раздевать Венеру. Наоборот, создается ощущение, что он прикрывает ее наготу.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПаоло Веронезе
1. Автопортрет
2. Белла Нани
3. Портрет Даниэле Барбаро
4. Портрет венецианки
5. Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адриано
6. Портрет дамы с перчаткой
7. Портрет Изабеллы Герьери Гонзага Каносса
8. Портрет Лавинии Вечеллио (дочери Тициана)
9. Портрет скульптора Алессандро Витторио
10. Портрет Ливии да Порто Тьене с дочерью Порцией
Веронезе писал и портреты, которые часто сопровождались религиозным сюжетом. Давайте посмотрим на некоторые из них и обсудим две работы немного подробнее.
💆♂️ В портретах Веронезе привлекает в основном фактура, а не психология образов. Почти во всех портретах лица спокойны, безмятежны и немного меланхоличны, в них нет сомнений, как у Тинторетто, или попытки глубоко проникнуть в характер, как у Тициана. Лишь в некоторых женских портретах мы можем проследить попытки проникнуть в психологию образов.
1️⃣ Например, в работе «Белла Нани» пальцы девушки нервно теребят накидку, что выдает внутреннее, возможно любовное волнение девушки. При этом лицо остается меланхолически спокойным.
🤷♂️ О самой модели ничего не известно. Можно предположить, что она замужем, так как у нее на пальце обручальное кольцо. Считается, что историк искусства Марко Боскини в 1660 году увидел эту (а может, и не эту) картину в доме богатого купца Нани. На сегодняшний день нет доказательств, что это именно та картина, но ее продолжают называть «Белла Нани» («красавица Нани»).
▪️ Веронезе не пытается скрыть полноту модели, а наоборот подчеркивает ее: тяжелое золотое шитье, драгоценные камни, накладки в сочетании с прозрачной накидкой делают плечи девушки еще более массивными и тяжелыми.
2️⃣ В работе «Портрет Даниэля Барбаро» Веронезе изображает своего друга в простой, но благородной манере. В руках Барбаро трактат Витрувия «Об архитектуре» — он первым издал этот трактат, а Веронезе его проиллюстрировал.
Паоло Веронезе
1. Оплакивание
2. Христос в Гефсиманском саду
3. Распятие
4. Крещение и искушение Христа
5. Христос омывает ноги ученикам
6. Поклонение пастухов
В последние годы Веронезе почти не создает больших декоративных полотен. На смену праздникам приходят сдержанные по настроению произведения. Давайте узнаем, с чем это могло быть связано.
😔 В работах 1580-х годов чувствуется тревога, разочарование, меланхолия. В это время он пишет пять «Пьет». Возможно, такой интерес к смерти Христа связан с религиозной ситуацией того времени — началом движения Реформации. Возможно, свой отпечаток наложили и трагические события в Венеции: пожары, эпидемии чумы, смерть близких, кризис искусства и переход к маньеризму.
🔁 Меняется сама манера письма. Колорит становится более темным, дневное освещение меняется на ночное — фигуру Христа часто освещает лунный свет. Вместо интереса к жизни появляется интерес к смерти.
Работа «Оплакивание»
😱 Здесь образ приобретает очень патетичное звучание — Веронезе заполняет первый план чересчур крупными фигурами, пейзаж сводится почти на нет. Картина хранится в Эрмитаже, а написана для венецианской церкви Санти-Джованни-э-Паоло.
Работа «Христос в Гефсиманском саду»
🔎 Веронезе очень точно трактует сюжет из Евангелия от Луки. Христос сказал ученикам «Молитесь, чтобы не впасть в искушение», а сам отошел и обратился с молитвой к Отцу своему. В этот момент ему явился ангел, который помог укрепить веру и поддерживал его. Закончив молитву, Христос подошел к ученикам и увидел, что те спят.
▪️ На картине действие происходит на фоне античных руин. Позади Христа и ангела коринфская колонна, как символ старой веры и стойкости человека. На лбу Иисуса видны красные капли — «пот Его, как капли крови».
🕯 Посмотрим на световое решение картины. Христос с ангелами расположен в левой части картины и освещен внезапно вспыхнувшим ярким светом. Пейзаж справа погружен в темноту, на его фоне видны фигуры спящих апостолов. Темнота разбавлена пятнами алого цвета — это привлекает внимание зрителя к тягостному настроению картины.
Работа «Распятие»
🌩 Это сложная многофигурная композиция на полотне гигантского размера 2,8 на 4,5 метра, написанная для церкви Сан-Николо-деи-Фрари. Смысловой центр картины смещен влево. Веронезе подчеркивает драматизм предрассветным грозовым небом и вставшим на дыбы конем. Но светлое пятно неба непосредственно в центре картины дает надежду на спасение.
Работа «Крещение и искушение Христа»
↔️ На картине представлено сразу два сюжета. Центр композиции сдвигается влево и освещается лучами света от голубя, символа Святого Духа. Крещение происходит на окраине темного леса, где освещена только листва ближайшего дерева. А правую часть целиком занимает пейзаж, на фоне которого происходит искушение Христа.
🔀 Обе сцены композиционно связаны между собой с помощью диагоналей. Взгляд зрителя скользит от Иисуса, получающего благодать в Крещении, к его духовному испытанию.
▪️ По такому же принципу выполнена и картина «Христос омывает ноги ученикам»
Задание
👏 Работы Веронезе выдержали испытание временем, и многие до сих пор в идеальном состоянии. Они вдохновляли художников 17 века: Рубенса, Тьеполо. Три века спустя Делакруа написал: «Существовал художник, умевший писать ясно… так, как мы не умеем до сих пор… Я обязан всем Паоло Веронезе».
Какая картина запомнилась вам больше всего?
Мы подготовили несколько дополнительных источников для тех, кто хочет узнать больше о жизни и творчестве Паоло Веронезе.
📕 Серия «Великие художники». Часть 59. Паоло Веронезе
В книге представлены основные биографические сведения и описания самых значимых картин.
📗 Юрий Астахов. Паоло Веронезе
Иллюстрированная монография.
📃 Каталог «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».
Каталог-альбом выставки в ГМИИ имени Пушкина. Можно найти много полезной информации о художниках.
Мы весь урок обсуждали жизнь и творчество Паоло Веронезе. Пришло время вспомнить главное и подвести итоги.
😍 Паоло Веронезе — один из лучших представителей венецианской школы. В его творчестве лучшие стороны рафаэлевской и веронской школ сочетаются с ярким колоритом, свободомыслием и смелостью образов. Живопись Веронезе попала на стык Возрождения и барокко. В его творчестве колорит удивительным образом сочетается с рисунком, в то время как другие мастера основное внимание уделяли только колориту.
🖌 Веронезе можно рассматривать как предтечу импрессионистов. Он писал легким обобщающим мазком, умело передавая атмосферу. В его работах присутствует воздух, что не свойственно ни одному из мастеров венецианской школы.
👦 Паоло Веронезе был пятым ребенком в семье дробильщика камней в Вероне и, скорее всего, родился в 1528 году. Веронезе — не настоящая фамилия художника, а прозвище по месту рождения. Сначала он подписывал свои работы фамилией Кальяри.
🆕 С первых работ уже прослеживается новаторский характер творчества Веронезе. Его персонажи часто изображены в непринужденных позах — такая трактовка была новшеством для Вероны того времени.
👏 Слава пришла к Веронезе в Венеции. В ранних венецианских работах появляется подпись «Веронезе» и принципы декоративной живописи, которые он будет использовать дальше: сложные ракурсы, ощущение «невесомости» фигур, многофигурные композиции, виртуозно вписанные в пространство, богатая палитра красок, любовь к рисунку. Художник часто использует точку зрения «снизу вверх», за счет чего создается иллюзия глубины.
🤩 У Веронезе свое понимание красоты: затененные лица, золотистые волосы, маленькие рты, сверкающие драгоценности. Художник часто вводит в картину «лишних» персонажей, чье присутствие иконографически никак не оправдано, но придает сцене светский характер.
👥 Чем более зрелым становился мастер, тем более многолюдными и монументальными становятся его композиции. Он начинает создавать большие полотна, в которых представляет праздничную сторону венецианского быта, превращает библейские истории в светские мероприятия, пишет библейских героев в современной одежде, размещает их на улицах Венеции.
📏 Веронезе часто отказывается от центрического построения композиции, но закрепляет ведущее место общей направленностью движения или колоритом, сразу привлекающим к себе внимание, выстраивает динамичную композицию через пересечение вертикали и диагонали. Веронезе был последним из венецианских художников, кто использовал фризовую композиционную схему: все фигуры размещаются на переднем плане, а на заднем — строения или отдельные архитектурные элементы.
🎨 Веронезе виртуозно работал с цветом, использовал очень богатую палитру, а при помощи добавления различного количества белил моделировал пространство и объемы. У него были и свои фирменные цвета. Характерный сине-зеленый цвет в искусстве часто называют «зеленый Веронезе». Позже художник стал добавлять цветные грунты.
⛪️ Важная часть творчества Веронезе — роспись храмов и вилл. В этих работах раскрывается его колористический и композиционный таланты. Он гармонично сочетает насыщенные и прозрачные тона, блеск и матовость. Пространство моделирует с помощью цветовых переходов.
👩 Портреты Веронезе часто сопровождались религиозным сюжетом. В этом жанре его привлекает в основном фактура, а не психология образов. Почти во всех портретах лица спокойны, безмятежны и немного меланхоличны.
💭 В поздний период творчества Веронезе все чаще обращается к двум темам: любовные истории из античной мифологии, где главной героиней обычно выступает Венера, и сюжеты о смерти Христа. А в последние годы почти не создает больших декоративных полотен. На смену праздникам приходят сдержанные по настроению произведения. Меняется и манера письма. Колорит становится более темным, дневное освещение меняется на ночное, вместо интереса к жизни появляется интерес к смерти.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день