angle-down facebook instagram vkontakte warning

Паоло Веронезе

Поздние работы

В поздний период творчества Веронезе все чаще обращается к двум темам: любовные истории из античной мифологии, где главной героиней обычно выступает Венера, и сюжеты о смерти Христа. Посмотрим, в чем особенности последних работ и немного поговорим о портр

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ольга Алешина
Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Паоло Веронезе

1. Венера и спящий Адонис
2. Марс и Венера с Амуром и собакой
3. Венера и Марс с Амуром
4. Марс и Венера

Начнем с античной мифологии.

🔝 Работа «Венера и спящий Адонис» считается одной из наиболее удачных работ Веронезе на тему любви в античной мифологии. В 1641 году эту картину купил Веласкес и подарил испанскому королю Филиппу IV.

📖 По сюжету Венера воспылала страстью к Адонису от случайного касания стрелы Амура. По версии Овидия, Адонис был смертельно ранен на охоте вепрем. Венера, услышав мучения любимого, спустилась на колеснице вниз, но опоздала.

🔙 На картине изображен момент до ранения. Венера склоняется над спящим Адонисом, еще не зная, что его ждет впереди. Атмосфера спокойная и даже немного веселая. Но уже чувствуется скорбь будущей трагедии. Пейзаж, окрашенный розовыми бликами заходящего солнца, контрастирует с тревожным предгрозовым небом.

👫 Работа «Марс и Венера с Амуром и собакой» («Марс, раздевающий Венеру») — оригинальная интерпретация известного мотива. Лицо Марса абсолютно спокойно, по нему не скажешь, что он собирается раздевать Венеру. Наоборот, создается ощущение, что он прикрывает ее наготу.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Паоло Веронезе

1. Автопортрет
2. Белла Нани
3. Портрет Даниэле Барбаро
4. Портрет венецианки
5. Портрет графа Джузеппе да Порто с сыном Адриано
6. Портрет дамы с перчаткой
7. Портрет Изабеллы Герьери Гонзага Каносса
8. Портрет Лавинии Вечеллио (дочери Тициана)
9. Портрет скульптора Алессандро Витторио
10. Портрет Ливии да Порто Тьене с дочерью Порцией

Веронезе писал и портреты, которые часто сопровождались религиозным сюжетом. Давайте посмотрим на некоторые из них и обсудим две работы немного подробнее.

💆‍♂️ В портретах Веронезе привлекает в основном фактура, а не психология образов. Почти во всех портретах лица спокойны, безмятежны и немного меланхоличны, в них нет сомнений, как у Тинторетто, или попытки глубоко проникнуть в характер, как у Тициана. Лишь в некоторых женских портретах мы можем проследить попытки проникнуть в психологию образов.

1️⃣ Например, в работе «Белла Нани» пальцы девушки нервно теребят накидку, что выдает внутреннее, возможно любовное волнение девушки. При этом лицо остается меланхолически спокойным.

🤷‍♂️ О самой модели ничего не известно. Можно предположить, что она замужем, так как у нее на пальце обручальное кольцо. Считается, что историк искусства Марко Боскини в 1660 году увидел эту (а может, и не эту) картину в доме богатого купца Нани. На сегодняшний день нет доказательств, что это именно та картина, но ее продолжают называть «Белла Нани» («красавица Нани»).

▪️ Веронезе не пытается скрыть полноту модели, а наоборот подчеркивает ее: тяжелое золотое шитье, драгоценные камни, накладки в сочетании с прозрачной накидкой делают плечи девушки еще более массивными и тяжелыми.

2️⃣ В работе «Портрет Даниэля Барбаро» Веронезе изображает своего друга в простой, но благородной манере. В руках Барбаро трактат Витрувия «Об архитектуре» — он первым издал этот трактат, а Веронезе его проиллюстрировал.

Паоло Веронезе

1. Оплакивание
2. Христос в Гефсиманском саду
3. Распятие
4. Крещение и искушение Христа
5. Христос омывает ноги ученикам
6. Пок
лонение пастухов

В последние годы Веронезе почти не создает больших декоративных полотен. На смену праздникам приходят сдержанные по настроению произведения. Давайте узнаем, с чем это могло быть связано.

😔 В работах 1580-х годов чувствуется тревога, разочарование, меланхолия. В это время он пишет пять «Пьет». Возможно, такой интерес к смерти Христа связан с религиозной ситуацией того времени — началом движения Реформации. Возможно, свой отпечаток наложили и трагические события в Венеции: пожары, эпидемии чумы, смерть близких, кризис искусства и переход к маньеризму.

🔁 Меняется сама манера письма. Колорит становится более темным, дневное освещение меняется на ночное — фигуру Христа часто освещает лунный свет. Вместо интереса к жизни появляется интерес к смерти.

Работа «Оплакивание»

😱 Здесь образ приобретает очень патетичное звучание — Веронезе заполняет первый план чересчур крупными фигурами, пейзаж сводится почти на нет. Картина хранится в Эрмитаже, а написана для венецианской церкви Санти-Джованни-э-Паоло.

Работа «Христос в Гефсиманском саду»

🔎 Веронезе очень точно трактует сюжет из Евангелия от Луки. Христос сказал ученикам «Молитесь, чтобы не впасть в искушение», а сам отошел и обратился с молитвой к Отцу своему. В этот момент ему явился ангел, который помог укрепить веру и поддерживал его. Закончив молитву, Христос подошел к ученикам и увидел, что те спят.

▪️ На картине действие происходит на фоне античных руин. Позади Христа и ангела коринфская колонна, как символ старой веры и стойкости человека. На лбу Иисуса видны красные капли — «пот Его, как капли крови».

🕯 Посмотрим на световое решение картины. Христос с ангелами расположен в левой части картины и освещен внезапно вспыхнувшим ярким светом. Пейзаж справа погружен в темноту, на его фоне видны фигуры спящих апостолов. Темнота разбавлена пятнами алого цвета — это привлекает внимание зрителя к тягостному настроению картины.

Работа «Распятие»

🌩 Это сложная многофигурная композиция на полотне гигантского размера 2,8 на 4,5 метра, написанная для церкви Сан-Николо-деи-Фрари. Смысловой центр картины смещен влево. Веронезе подчеркивает драматизм предрассветным грозовым небом и вставшим на дыбы конем. Но светлое пятно неба непосредственно в центре картины дает надежду на спасение.

Работа «Крещение и искушение Христа»

↔️ На картине представлено сразу два сюжета. Центр композиции сдвигается влево и освещается лучами света от голубя, символа Святого Духа. Крещение происходит на окраине темного леса, где освещена только листва ближайшего дерева. А правую часть целиком занимает пейзаж, на фоне которого происходит искушение Христа.

🔀 Обе сцены композиционно связаны между собой с помощью диагоналей. Взгляд зрителя скользит от Иисуса, получающего благодать в Крещении, к его духовному испытанию.

▪️ По такому же принципу выполнена и картина «Христос омывает ноги ученикам»

Задание

👏 Работы Веронезе выдержали испытание временем, и многие до сих пор в идеальном состоянии. Они вдохновляли художников 17 века: Рубенса, Тьеполо. Три века спустя Делакруа написал: «Существовал художник, умевший писать ясно… так, как мы не умеем до сих пор… Я обязан всем Паоло Веронезе».

Какая картина запомнилась вам больше всего?

Мы подготовили несколько дополнительных источников для тех, кто хочет узнать больше о жизни и творчестве Паоло Веронезе.

📕 Серия «Великие художники». Часть 59. Паоло Веронезе
В книге представлены основные биографические сведения и описания самых значимых картин.

📗 Юрий Астахов. Паоло Веронезе
Иллюстрированная монография.

📃 Каталог «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе».
Каталог-альбом выставки в ГМИИ имени Пушкина. Можно найти много полезной информации о художниках.

📺 Лекция Александра Таирова

Мы весь урок обсуждали жизнь и творчество Паоло Веронезе. Пришло время вспомнить главное и подвести итоги.

😍 Паоло Веронезе — один из лучших представителей венецианской школы. В его творчестве лучшие стороны рафаэлевской и веронской школ сочетаются с ярким колоритом, свободомыслием и смелостью образов. Живопись Веронезе попала на стык Возрождения и барокко. В его творчестве колорит удивительным образом сочетается с рисунком, в то время как другие мастера основное внимание уделяли только колориту.

🖌 Веронезе можно рассматривать как предтечу импрессионистов. Он писал легким обобщающим мазком, умело передавая атмосферу. В его работах присутствует воздух, что не свойственно ни одному из мастеров венецианской школы.

👦 Паоло Веронезе был пятым ребенком в семье дробильщика камней в Вероне и, скорее всего, родился в 1528 году. Веронезе — не настоящая фамилия художника, а прозвище по месту рождения. Сначала он подписывал свои работы фамилией Кальяри.

🆕 С первых работ уже прослеживается новаторский характер творчества Веронезе. Его персонажи часто изображены в непринужденных позах — такая трактовка была новшеством для Вероны того времени.

👏 Слава пришла к Веронезе в Венеции. В ранних венецианских работах появляется подпись «Веронезе» и принципы декоративной живописи, которые он будет использовать дальше: сложные ракурсы, ощущение «невесомости» фигур, многофигурные композиции, виртуозно вписанные в пространство, богатая палитра красок, любовь к рисунку. Художник часто использует точку зрения «снизу вверх», за счет чего создается иллюзия глубины.

🤩 У Веронезе свое понимание красоты: затененные лица, золотистые волосы, маленькие рты, сверкающие драгоценности. Художник часто вводит в картину «лишних» персонажей, чье присутствие иконографически никак не оправдано, но придает сцене светский характер.

👥 Чем более зрелым становился мастер, тем более многолюдными и монументальными становятся его композиции. Он начинает создавать большие полотна, в которых представляет праздничную сторону венецианского быта, превращает библейские истории в светские мероприятия, пишет библейских героев в современной одежде, размещает их на улицах Венеции.

📏 Веронезе часто отказывается от центрического построения композиции, но закрепляет ведущее место общей направленностью движения или колоритом, сразу привлекающим к себе внимание, выстраивает динамичную композицию через пересечение вертикали и диагонали. Веронезе был последним из венецианских художников, кто использовал фризовую композиционную схему: все фигуры размещаются на переднем плане, а на заднем — строения или отдельные архитектурные элементы.

🎨 Веронезе виртуозно работал с цветом, использовал очень богатую палитру, а при помощи добавления различного количества белил моделировал пространство и объемы. У него были и свои фирменные цвета. Характерный сине-зеленый цвет в искусстве часто называют «зеленый Веронезе». Позже художник стал добавлять цветные грунты.

⛪️ Важная часть творчества Веронезе — роспись храмов и вилл. В этих работах раскрывается его колористический и композиционный таланты. Он гармонично сочетает насыщенные и прозрачные тона, блеск и матовость. Пространство моделирует с помощью цветовых переходов.

👩 Портреты Веронезе часто сопровождались религиозным сюжетом. В этом жанре его привлекает в основном фактура, а не психология образов. Почти во всех портретах лица спокойны, безмятежны и немного меланхоличны.

💭 В поздний период творчества Веронезе все чаще обращается к двум темам: любовные истории из античной мифологии, где главной героиней обычно выступает Венера, и сюжеты о смерти Христа. А в последние годы почти не создает больших декоративных полотен. На смену праздникам приходят сдержанные по настроению произведения. Меняется и манера письма. Колорит становится более темным, дневное освещение меняется на ночное, вместо интереса к жизни появляется интерес к смерти.

курс Level One
От Моне до Пикассо: переломная эпоха

Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
7200₽ 3600₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;