Паоло Веронезе
Собственный стиль
Чем более зрелым становился мастер, тем более многолюдными и монументальными становятся его композиции. Посмотрим, на масштабные работы c праздничной атмосферой, которые ассоциируются с художником в первую очередь.
1. Паоло Веронезе. Брак в Кане
2. Фрагмент картины «Брак в Кане», художники в образах музыкантов (слева направо): Веронезе, Якопо Бассан, Тинторетто, Тициан
🎉 В 1560-х завершается формирование особого стиля Веронезе. Он начинает создавать большие полотна, в которых представляет праздничную сторону венецианского быта. Пиры, зрелища, шествия, театральные феерии составляли неотъемлемую часть жизни Венецианской республики.
🔄 Веронезе превращает библейские истории в светские мероприятия. Он пишет библейских героев в современной одежде, используя традиционные религиозные сюжеты, размещает их на улицах Венеции, вводит дополнительных персонажей и светские бытовые элементы. Так из сюжетов уходит излишняя торжественность.
👰🏻 Наиболее ярко это раскрывается в полотне «Брак в Кане», на которой Веронезе изобразил около 130 фигур. Работа рассказывает о первом чуде Христа, которое он совершил на свадебном пиру в деревне Кана. Когда за столом закончилось вино, Иисус приказал наполнить водой шесть каменных сосудов, и вода в них превратилась в вино.
👥 На картине изображено очень много второстепенных персонажей, кроме Христа, Богоматери и апостолов. Это слуги, музыканты, шуты, роскошно одетые дамы, почтенные старцы, реальные исторические персонажи (например, султан Сулейман Первый, император Карл Пятый). В центре композиции группа музыкантов, в которых Веронезе запечатлел себя и своих современников: художников Якопо Бассано, Тинторетто и Тициана.
🎨 Колорит работы соответствует мероприятию. Перед нами счастливо празднующие люди, и колорит такой же яркий и праздничный. Скорее всего, художник изобразил конец пира, так как на столах только фрукты и сладости.
▪️ Сладости здесь неслучайны: Венеция славилась своими кондитерскими изделиями, а каждая картина Веронезе — гимн процветающей Венеции.
🔘 При всей многолюдности это единое композиционное полотно. Персонажи расположены ярусами, а движение толпы замыкается колоннами. Веронезе часто отказывается от центрического построения композиции, но закрепляет ведущее место общей направленностью движения или колоритом, сразу привлекающим к себе внимание. Здесь фигура Христа располагается на вертикали, образованной ножом человека на балконе над головой Христа и песочными часами внизу между музыкантами.
▪️ Некоторые искусствоведы считают, что нож — это символ скорой смерти на Голгофе, а часы символизируют слова Христа «...еще не пришел час мой».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПаоло Веронезе
1. Святое семейство (Мадонна с младенцем и святым Иосифом строгим)
2. Мученичество святого Прота и святого Фелициана
Поговорим о двух других многофигурных картинах Веронезе того периода: «Святое семейство» для алтаря церкви святого Захария и «Мученичество святого Прота и святого Фелициана» для церкви Санта-Мария в аббатстве Праглия.
1️⃣ Работа «Святое семейство» или «Мадонна с младенцем и святым Иосифом строгим» изображает Иисуса, Иосифа, Иоанна Крестителя (мальчик с деревянным крестом и шкурой). В кардинальской мантии изображен святой Иероним — у него в руках «Вульгата», собственная версия перевода Библии на латынь. Слева от Иоанна Крестителя находятся святой Франциск и святая Юстина Падуанская с пальмовой ветвью как символом ее мученичества.
👀 Веронезе виртуозно выстраивает динамичную композицию через пересечение вертикали и диагонали. Вертикаль подчеркивается колонной и постаментом. Динамика создается взглядами святых, направленными в сторону Марии, поддерживая восходящее движение в картине. Уравновешивается вся композиция диагональю взглядов ангела сверху и Иеронима снизу.
🤝 Вертикальный формат оптически удлиняет фигуры персонажей, придавая им более строгий характер. Но если посмотреть на эту картину в отрыве от места расположения, то перед нами предстает типично светская сцена встречи близких родственников.
🤔 Веронезе выступает здесь и как декоратор: он вписывает в пределы реальной архитектурной композиции композицию живописную.
2️⃣ Работа «Мученичество святого Прота и святого Фелициана» по исполнению напоминает Тинторетто. Художник снова использует вертикальный формат, который подчеркивается колонной и поднятым знаменем.
🏛 Архитектурный фон в виде руин типичен для Веронезе. Стройные колонны подчеркивают вертикаль, а растворяющиеся в облаках ветки деревьев и очертания зданий создают глубину.
Паоло Веронезе
1. Семья Дария перед Александром
2. Фрагмент картины
3. Семья Куччина перед Богоматерью
Еще две работы того периода — «Семья Дария перед Александром» и «Семья Куччина перед Богоматерью». Они написаны в формате декоративного фриза и отражают творческую зрелость художника.
1️⃣ Работа «Семья Дария перед Александром» изображает официальную церемонию, но в трактовке Веронезе она представлена не строго, а очень интимно.
📖 Сюжет основан на истории о битве войск персидского царя Дария с армией римского императора Александра Македонского в 333 году до нашей эры. Дарий был ранен самим Александром, но сбежал, а его семью (мать, жену и двух дочерей) захватили в плен, где Александр проявил максимальное уважение к семье царя.
🏛 Веронезе размещает действие непосредственно в Венеции, тогда как обычно художники изображали эту сцену в шатре Александра на поле боя. А здесь на заднем плане видны архитектурные элементы Венеции.
👥 Веронезе снова вводит дополнительных персонажей. Кроме главных и необходимых с точки зрения сюжета персонажей, Веронезе изобразил слуг, солдат, зевак в традиционных венецианских нарядах, животных. При этом все участники события наделены портретными чертами членов семейства Пизани — заказчиков работы.
🔎 Картина решена в формате фриза — действие разворачивается параллельно холсту в двух плоскостях: на переднем плане и балюстраде.
2️⃣ В другой работе в формате фриза «Семья Куччина перед Богоматерью» пространство разделено колоннами на две части. В одной изображены святые с Мадонной, в другой — семья Куччина. Рядом с Мадонной Иоанн Креститель и Иероним. Рядом с семьей Куччина художник поместил аллегории Веры, Надежды и Любви. Событие разворачивается на фоне дворца Куччина.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день