Паоло Веронезе
Переезд в Венецию
В Венеции Веронезе быстро стал знаменитым. В ранних венецианских работах оформляются характерные черты живописи Веронезе и появляется подпись «Веронезе». Давайте посмотрим, с чего он начинал и почему Тициан назвал его своим преемником.
Паоло Веронезе
1. Юпитер, изгоняющий Пороки
2. Юнона, осыпающая дарами Венецию
3. Юность и Старость
4. Победа Добродетели над Злом
5. Святой Марк коронует Добродетель
🏰 Первым заказом в Венеции стала роспись плафона для зала Совета Десяти во Дворце дожей в 1553 году. Для молодого художника это был отличный способ заявить о себе. Возможно, Веронезе пригласили по рекомендации художника Джамбаттисты Понкино.
🖼 В итоге Веронезе оформит там три зала: зал Совета Десяти (зал Приемов), зал Трех Председателей и зал Компаса. Он написал для них полотна «Юпитер, изгоняющий Пороки», «Юнона, осыпающая дарами Венецию», «Юность и Старость», «Победа Добродетели над Злом».
🔎 В этих работах он вырабатывает принципы декоративной живописи, которые будет использовать дальше. Это сложные ракурсы, ощущение «невесомости» фигур, виртуозно вписанные в пространство, богатая палитра красок, многофигурные композиции. Художник использует точку зрения «снизу вверх», за счет чего создается иллюзия глубины.
🤩 У Веронезе свое понимание красоты: затененные лица, золотистые волосы, маленькие рты, сверкающие драгоценности. Фигуры напоминают Микеланджело, а сильное перспективное сокращение, скорее всего, заимствовано у Тинторетто.
✏️ Становится заметна любовь к рисунку — это будет выгодно отличать его от других мастеров того времени, которые концентрировались больше на колористике.
👍 Заказчики оценили работу Веронезе и роспись зала Компаса поручили уже ему одному. Тему росписи предложил иконограф Даниэль Барбаро, она должна была символизировать идею «доброго правления» Венецианской республики. В центре — покровитель города святой Марк, коронующий Добродетель.
▪️ Работы «Юпитер» и «Святой Марк» вывезли во время Наполеоновских войн, сейчас они хранятся в Лувре, а во Дворце дожей теперь копии конца 19 века, выполненные художником Джулио Карлини.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписатьсяПаоло Веронезе
1. Преображение Господне
2. Ужин в Эммаусе
Какое-то время Веронезе еще выполнял заказы в разных городах, но в 1555 году окончательно перебрался в Венецию и открыл там свою мастерскую.
🖊 После этого художник стал подписывать работы «Веронец» (Veronese). Сейчас первой картиной с такой подписью считается картина «Преображение Господне» для церкви Монтаньяна. На картине сохранилась надпись «Мессир Паоло Кальяри Веронезе, проживающий в Венеции».
🤝 В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана и перенимает от него свободную манеру письма. Тициан, который отличался страшной ревностью к другим художникам, не просто принял Веронезе, а даже считал его своим преемником.
▪️ Скорее всего, это было связано с тем, что Тициан был уже стар и очень занят (в то время он много работал для иностранных заказчиков), а Тинторетто был слишком сложным для коммуникации с заказчиками.
⛪️ Тогда же Веронезе начинает сотрудничать с церковью святого Себастьяна. Это сотрудничество продлится до 1570-х годов, а церковь станет главной лабораторией для экспериментов художника.
🖼 В 1559 году Веронезе пишет «Ужин в Эммаусе». По сюжету два ученика Христа повстречали его в день Воскресения, но не узнали и пригласили поужинать в Эммаусе.
↔️ Композиция разделена на две части, в каждой из которых действие происходит в разное время. В левой части ученики идут в Эммаус, а в центре — момент «прозрения» на ужине.
🤔 В этой работе видна важная особенность творчества Веронезе. Художник традиционно вводит в картину «лишних» персонажей — много детей разных возрастов, чье присутствие на картине иконографически никак не оправдано. Но их наличие придает сцене светский характер. Это ощущение усиливается и изображением донаторов (справа).
🎭 Еще одна характерная черта Веронезе — излишняя театральность. Сцена как будто тщательно выстроена режиссером и бутафором, ужин происходит в богатом венецианском доме в окружении хозяев и учеников. Изображено много бытовых деталей — тонко выписан бокал вина, хлеб в руках Христа.
Паоло Веронезе
1. Музыка, Астрономия и Хитрость
2. Аллегория чести
3. Аллегория музыки
Еще один важным заказом для Веронезе стала библиотека Марчиана на площади Сан-Марко. Давайте посмотрим, что он для нее написал.
🏆 Это была конкурсная работа. Всего в конкурсе на оформление участвовало семь художников, а комиссию возглавлял Тициан. Веронезе создал три тондо: «Музыка, Астрономия и Хитрость», «Честь» и «Музыка».
⚪️ Тондо — одна из самых сложных форм с точки зрения построения композиции. Например, в плафоне «Аллегория музыки» фигуры вписаны в тондо в сложных ракурсах. Все персонажи находятся в нижней части тондо и уравновешены тяжелым гранитным постаментом. Легкость композиции придает кусочек голубого неба.
🥇 За эту работу Веронезе получил Золотую цепь. Возможно, награду вручал сам Тициан, но этому нет достоверных доказательств. После победы Веронезе вошел в круг избранных художников Венеции. На тот моменте ему было 30 лет.
👏 После получения Золотой цепи на Веронезе посыпались заказы. Он стал знаменитым и начал работать как для церквей, так и для частных вилл. Для художников 16 века это большая редкость, так как они старались выбрать для себя одну специализацию.
О библиотеке на площади Сан-Марко
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день