angle-down facebook instagram vkontakte warning

Вестерн

«Дилижанс» — эталон жанра

Этот фильм стал классикой вестерна на долгие годы, а режиссер Джон Форд и актер Джон Уэйн получили мировую славу. Изучим причины народной любви и профессионального признания.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

1. Джон Форд
2-5. Кадры из фильма «Дилижанс»

Фильм «Дилижанс» считается лучшей картиной в творчестве Джона Форда. Вестерны снимали и до него, но «Дилижанс» все поменял.

⭐️⭐️⭐️ Фильм становится эталоном классического вестерна на долгие годы, Джон Форд — непревзойденным мастером вестернов, а Джон Уэйн, сыгравший главную роль, с этих пор воспринимается как главный ковбой американского кино.

Аннотация фильма 🔻
Из городка Тонто в Нью-Мехико выезжают на дилижансе несколько человек. Док Бун, пьяница, давно выгнанный из гильдии врачей. Даллас, проститутка, чьи сексуальные приключения так разозлили местных женщин, что те выгнали ее из своего не самого высшего общества. Хэтфилд, шулер, выдающий себя за джентльмена-южанина, у которого свои причины покинуть Тонто, беременная Люси, помпезный банкир и торговец виски. Наверху сидит кучер Бак, верзила, ненавидящий индейцев, и крутой, грубый, но честный и простодушный Керли, представитель закона с дробовиком. Дилижанс тронулся, ждите приключений!

📖 Сценарий фильма основан на новелле Эрнеста Хейкокса «Дорога в Лордсберг», но сам режиссер утверждал, что при создании фильма его вдохновляла «Пышка» Ги де Мопассана. Между произведениями есть очень отдаленные сходства.

«Дилижанс» — один из немногих вестернов, которому удалось попасть в советский прокат, у нас в стране он шел под названием «Путешествие будет опасным».

💪🏼 У фильма были хорошие кассовые сборы, в 1940 году фильм получил пять номинаций на Оскар и две премии — Томас Митчелл получил статуэтку как лучший актер второго плана и музыка была признана лучшей. В 1995 году фильм поместили в национальный реестр американских фильмов при Библиотеке Конгресса.

👏 Орсон Уэллс говорил, что он научился снимать кино, посмотрев «Дилижанс» более чем 40 раз. У Форда учился Куросава, Эйзенштейн им восхищался, Форда выделяли Ингмар Бергман и Умберто Эко.

Кинокритик Андре Базен пишет 👇

🗣 «Фильм представляется идеальным примером зрелости стиля, ставшего классическим. Джон Форд добился безупречного равновесия между социальными мифами, историческими реминисценциями, психологической правдой и традиционной тематикой вестерна. Ни один из этих основных элементов не имеет в фильме ни малейшего перевеса».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадры со съемок фильма «Дилижанс»

Форд привносит в жанровое кино нехарактерные ему элементы, чтобы поднять жанр на новую высоту.

🎥 В 30–е годы снимали в павильонах, но съемки «Дилижанса» велись в основном на натуре. Это дало картинке больше достоверности.

📦 В павильонных съемках Форд сознательно создает ощущение клаустрофобности, его повторит Квентин Тарантино в «Омерзительной восьмерке». Раньше в павильоне снимали без потолка, чтобы можно было освещать сцену сверху. Форд придумал снимать в помещении с потолками. Потолок давит и на героев, и на зрителя.

🎭 Характеры персонажей были проработаны глубже, чем обычно.

Об этом подробнее в видео 👇

1-3. Кадры из фильма Этторе Скола «Ночь в Варене», 1982
4-6. Кадры из фильма Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», 2015

Сам образ дилижанса после выхода фильма влияет на развитие кино — многие режиссеры будут к нему обращаться 👇

🔹 Этторе Скола, выдающийся итальянский режиссер, в фильме «Новый мир» или «Ночь в Варене» (у фильма два названия) делает отсылку к фильму «Дилижанс» Джона Форда, снимая 70% своего фильма в дилижансе. И хотя сюжет рассказывает про совсем другое — про бегство Марии Антуанетты и Людовика XVI из Франции — это «привет Форду». Скола — синефил, поклонник голливудских классических жанров.

🔹 В начале «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино показан дилижанс. Тарантино, как и Форд, берет замкнутое пространство, где закупоривает своих персонажей — представителей разных слоев или разных представителей культуры американского общества. Помните, мы писали про клаустрофобность в фильме Форда? Это оно.

После выхода фильма критиков и простых зрителей волновал один вопрос — почему индейцы, когда преследовали дилижанс, не стреляли по лошадям, что было бы логично.

Режиссер дал на этот вопрос гениальный ответ 👇
🗣 «Если бы они это сделали, фильм бы сразу закончился».

А если более формально, то логика была такой👇
🗣 «Лошади интересовали индейцев больше, чем бледнолицые. Лошади были им нужны. Кроме того, индейцы очень дурно стреляли на скаку».

Джон Уэйн

🏇🏻 Джона Уэйна, который сыграл в «Дилижансе» главную роль, называют королем вестерна. Он лауреат премии Оскар и Золотого глобуса.

🏆 Он много лет хотел получить Оскар, а ему не давали, потому что считалось, что он всегда играет ковбоев, а это несерьезно. Чтобы оставаться молодым, он даже делал пластические операции, но заветную статуэтку получил только за 9 лет до смерти за фильм «Настоящее мужество», в котором он играл не идеального ковбоя, а мерзкого толстяка с бакенбардами, по-своему героического.

Кстати, продюсер «Дилижанса» настаивал, чтобы главную роль сыграл Гэри Купер, который к тому времени уже был звездой. Но Форд настоял на Джоне Уэйне в роли Ринга. Его взяли на роль, но урезали фильму финансирование, и Форду было поставлено условие, что на всех афишах крупным шрифтом будет указан не малоизвестный Джон Уэйн, а популярная актриса Клэр Тревор. Форд даже представляет Джона Уэйна в титрах последним, но делает это очень эффектно. Он подчеркивает, что можно человека назвать и в самом конце, но намекнуть, что он здесь самый главный.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;