Вестерн
История развития жанра: с литературы до неовестерна
Вестерн начался с литературы. Скотт, Дюма, Купер — их приключенческие романы вдохновили режиссеров. Проследим, как развивался жанр с истоков до контркультуры.
Теперь поговорим об истории вестерна. Начинается все, конечно, с литературы.
📚Вестерн рождается из приключенческой литературы. Есть приключенческая европейская литература — Вальтер Скотт или Александр Дюма, которая основана на европейском материале. Американские же писатели на протяжении первой половины 19 века испытывали комплекс неполноценности перед английскими писателями, так как американская литература считалась провинциальной. Поэтому любой уважающий себя американский писатель стремился к тому, чтобы его опубликовали в Англии: казалось, что шансов на успех будет больше, если писать про английские реалии — о них, не зная материала, и писали. Чаще всего получалась «клюква». Первым американским писателем, который добился успеха в мировом масштабе, стал Вашингтон Ирвинг. Лучшее, что написано Вашингтоном Ирвингом, — это его новеллы, действия которых разворачиваются на территории штатов — «Рип ван Винкль», «Дольф Хейлигер», «Легенда о сонной лощине» и другие произведения.
🏜 Дальше американский роман имеет дело именно с американской действительностью. Первым мастером приключенческой литературы в американской культуре был Фенимор Купер. Он писал о людях, которые осваивали американский континент и про индейцев. Все мы помним про Чингачгука — эта литература была популярна в Советском Союзе. Именно с романа Фенимора Купера «Прерия» 1827 года часто начинают отсчитывать существование жанра вестерна.
Классический вестерн — это чаще всего экранизация литературных произведений. Подлинным родоначальником вестерна считается Эдвард С. Эллис. В ряду с ним стоят Брет Гарт (на основе его рассказов в Советском Союзе сняли фильм «Вооружен и очень опасен»), Майн Рид и его «Всадник без головы», Оуэн Вистлер, Джек Шефер, Луис Ламур.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1️⃣ Историю классического вестерна принято начинать с 1903 года — с выхода фильма «Большое ограбление поезда» Эдвина С. Портера. В фильме сыграл Брончо Билли Андерсон, после чего он стал первым популярным кино-ковбоем, эдаким пред-Джоном Уэйном. В 1998 году изображение Брончо Билли Андерсона даже было на почтовой марке США. Ранние вестерны, как и большинство ранних фильмов, снимались в павильонах. Но постепенно режиссеры начали выходить на натуру, снятый на природе вестерн выглядит куда эффектнее. Для съемок строили кино-ранчо. Помните, именно такое место фигурирует в фильме Тарантино «Однажды в Голливуде».
2️⃣ Далее идет 50 славных лет классического вестерна: здесь и фильмы Томаса Инса, и Джон Форд с его «Дилижансом» — центральной точкой в развитии классического вестерна, шедевры 40–х годов — такие как «Моя дорогая Клементина» Джона Форда и «Красная река» Говарда Хоукса. Говорят «вестерн» — подразумевают два имени: Джон Форд и Говард Хоукс.
3️⃣ Заканчивает пору классического вестерна фильм Джона Форда «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» 1962 года.
Почему этот фильм заканчивает эпоху?
Джон Форд говорит, что время ковбоев уходит. По сюжету великолепная тройка — ковбой (Джон Уэйн), юрист (Джейн Стюарт) и бандит (Ли Марвин) борются. Ковбой убивает бандита, но властителем городка становится юрист, потому что на его стороне современность — приходит время цивилизованных людей в белых воротничках.
Режиссеры ищут новые подходы к вестерну, и жанр перерождается.
В 60–е годы на смену классическому вестерну приходит ревизионистский вестерн.
🧐 Термин «ревизионистский» используется для описания произведений, в которых меняются и переосмысливаются традиционные элементы жанра. Это коснулось многих жанров — мелодрамы, триллера, мюзикла.
Что изменилось в вестерне🔻
✅ Индейцев стали чаще показывать положительными героями. 50–60-е годы — это время, когда стираются границы между национальностями, пропагандируются мир, дружба и любовь, набирает популярность культура хиппи, происходит сексуальная революция. Не случайно в 70–х снимается «Пролетая над гнездом кукушки» — это, конечно, не вестерн, но в этом фильме, вдохновленным достижениями 60–х, один из главных положительных героев — индеец.
✅ Публика устала от простого противостояния «герой-злодей», захотелось чего-то поглубже. Образ антигероя становится сложнее, зритель может ему симпатизировать. В фильмах поднимаются актуальные темы: критикуется большой бизнес, правительство, армия, чрезмерная маскулинность.
✅ Под вопрос ставится правомерность использования насилия. Классический ковбой сначала стреляет, потом задает вопрос. А теперь он прежде чем выстрелить, думает о пути, о боге, а потом уже стреляет. Или, к удивлению зрителей, не стреляет. Но насилие хоть и критикуется, его становится на экране только больше. Например, в «Дикой банде» Сэма Пэкинпа 1969 года крови проливается столько, сколько нигде до этого в американском кино. А еще появляется черный юмор.
✅ Возрастает значение роли женщины. Женщина всегда была неотъемлемой частью вестерна, но чаще всего в позиции несчастной девы, которую нужно спасать. Теперь женщина играет более активную роль. Это начинается с фильма «Ровно в полдень», где героиня Грейс Келли — невинная овечка — убивает одного из разбойников, помогая шерифу. Самый революционный фильм в гендерном смысле — это «Джонни Гитара» Николаса Рэя: мужчины уходят на второй план, вместо них сражаются женщины.
Спагетти-вестерн
1-4. Кадры из фильма Серджио Леоне «За пригоршню долларов», 1964
5-7. Кадры из фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой», 1966
Но не только спагетти-вестерн развился под впечатлением от классического вестерна. Появился еще и истерн. К этому жанру относят фильмы, сделанные по лекалам вестерна, но их действие происходит на востоке. Например, «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Белое солнце пустыни» Никиты Михалкова — типичный истерн: действие происходит на востоке, но снято все по образцам спагетти-вестерна.
Вторая схема истерна: действие происходит на Диком Западе, но фильм снят в Восточной Европе. Особое развитие истерн получает в ГДР на студии Дефа в 60–70 годы. Это фильмы, в которых индейцев играют югославы или турки, потому что настоящих индейцев на территории ГДР нет, штамповались и пользовались большим спросом в СССР. В частности, они сделали звездой местного масштаба Гойко Митича.
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день