Вестерн
«Ровно в полдень»: вестерн не по-американски
Обычно вестерны снимали только американские режиссеры, но «Ровно в полдень» снял австриец Циннеман. Изучим особенности фильма и посмотрим, как его принимали.
Поговорим о фильме Фреда Циннемана 1952 года «Ровно в полдень».
⚡️ Аннотация фильма: Только что поженившись, Уилл и Эми собираются навсегда покинуть городок, намереваясь оставить в прошлом опасную работу и обзавестись собственным ранчо. Но узнают, что убийца Фрэнк Миллер должен скоро приехать в Хэдливиль и отомстить Уиллу и всему городу за то, что они засадили его в тюрьму несколько лет тому назад. Поезд с Фрэнком должен прийти ровно в полдень.
Режиссер фильма — Фред Циннеман из Австрии, в 20–е годы снимал кино на территории Германии. В частности, он приложил руку к созданию выдающегося фильма времен Веймарской республики «Люди воскресенья». Над этим фильмом работали выходцы из Европы, которые станут мастерами Голливуда — Роберт Сиодмак, Эдгар Улмер, Билли Уайлдер.
Тогда считалось, что вестерн — это настолько американский жанр, что снимать его должен американский режиссер. В штатах режиссерам из других стран давали снимать комедии и мелодрамы, работу над вестерном нужно было заслужить. Поэтому особенно примечательно, что именно эмигрант из Европы снимает фильм, который начинает «ревизию» жанра и оказывает влияние на появление ревизионистского вестерна.
В фильме чувствуется влияние продюсера Стэнли Крамера, который позже стал крупным режиссером, фильмы которого ставят острые общественные вопросы — «Пожнешь бурю», «Этот безумный безумный безумный безумный мир» и другие. «Ровно в полдень» тоже можно назвать «проблемным вестерном».
⭐️ У Крамера и Циннемана получилась сильная коллаборация, ведь и Циннеман сделает еще несколько выдающихся картин, например, «Отныне и во веки веков» или «Человек на все времена».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Кадры из фильма Фреда Циннемана «Ровно в полдень», 1952
Музыка из фильма «Ровно в полдень»
А вот и та самая музыка
Гэри Купер, Грейс Келли и Ли Ван Клиф в фильме «Ровно в полдень»
🎭 На главную мужскую роль в фильме «Ровно в полдень» приглашались звезды Голливуда — Грегори Пек, Чарлтон Хестон, Марлон Брандо, Монтгомери Клифт, но все отказались. Кстати, Пек потом считал, что это главная ошибка в его карьере. В итоге роль главного героя Уилла Кейна сыграл Гэри Купер, близкий друг сценариста фильма Карла Формана. У него была язва, он испытывал боли, но отказался использовать дублера — героически все сыграл сам. Гэри Купера часто характеризуют, как великого актера и высокоморальную личность. Его близкий друг Эрнест Хемингуэй пишет, что Гэри — это пример идеального человека.
🎭 Главную женскую роль сыграла Грейс Келли. Это была ее первая крупная роль в кино, с которой началась ее звездная карьера. Потом она играла у Хичкока, Джона Форда, несколько раз номинировалась на Оскар и получила статуэтку за роль в фильме «Деревенская девушка». Хичкок нашел игру Грейс Келли «мышиной». Он считал, что Фред Циннеман не смог раскрыть талант актрисы, но у него самого это получилось сделать в фильмах «Окно во двор», «Поймать вора», «В случае убийства набирайте М». Грейс Келли стала любимой актрисой Хичкока.
🎭 Фильм стал дебютом для Ли Ван Клифа: он играет одного из трех разбойников. Несмотря на то, что роль заметная и фактурная, он не произносит ни одного слова. В 60–е Ли Ван Клиф станет звездой вестерна, в частности сыграет одну из главных ролей в фильме «На несколько долларов больше» Серджио Леоне и роль Плохого по кличке «Ангельские глазки» в фильме «Хороший, плохой, злой».
Разбор сцены из фильма «Ровно в полдень»
Джон Уэйн принимает премию Гэри Купера за лучшую мужскую роль в фильме «Ровно в полдень»
💰Фильм вышел на экраны 24 июля 1952 года и имел солидные сборы — 18 миллионов долларов.
🏆 Фильм занесен в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как культурно-исторически и эстетически значимый. В 2007 году американский институт кино поставил его на 27 место в списке величайших фильмов всех времен и народов, год спустя он был признан лучшим вестерном всех времен после «Искателей» Джона Форда. «Ровно в полдень» был любимым фильмом нескольких президентов США: Дуайта Эйзенхауэра, Билли Клинтона и Рональда Рейгана.
Фильм получил четыре премии Оскар. Карл Форман — сценарист фильма, попал в черный список Голливуда — создание фильма проходило во время «красной угрозы», тогда начали искать коммунистов в рядах кинематографистов. Из-за черного списка продюсер фильма «Ровно в полдень» Крамер убрал фамилию Формана из титров, но на Оскар за лучший сценарий он все равно номинировался. По мнению некоторых кинокритиков, в фильме нашла отражение политическая обстановка того времени: люди не доверяют друг другу, сами основы американской цивилизации из-за этого трещат по швам.
🙅♀️ Современниками фильм был воспринят как аллегория маккартизма — общественного движения в США 40–50-х годов, которое сопровождалось обострением антикоммунистических настроений и политическими репрессиями против «антиамерикански настроенных» граждан. Естественно, он не понравился представителям консервативных кругов.
🙅♀️ Не понравился он и представителям классического вестерна: Джон Уэйн критиковал картину и говорил, что это «самая не американская вещь, которую я когда-либо видел». Говард Хоукс был разгневан этой картиной. Он сказал: «Я не думаю, что хороший шериф будет бегать по городу, как обезглавленный цыпленок с просьбами о помощи». Именно поэтому он и снял «Рио Браво»: фильм, где восстанавливается образ героя, образ настоящего американца.
✅ Кинокритик Андре Базен отмечал, что «Циннеман подошел к вестерну, как к форме, нуждающейся в содержании». То есть он привносит еще большую глубину и противоречивость в жанр. Теперь мы уже не можем опираться на трафареты, которые нам оставил вестерн 20–х годов. Это переосмысление жанра и ляжет в основу ревизионистского вестерна.
👨💼 Кинокритик Андре Базен замечает, что Циннеман «сочетает эффектную моральную драму с эстетизмом построения кадров».
Действительно, кадры в фильме выстроены очень четко, будто по линеечке. Заметили что-то такое?
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день