Вестерн
Знаковые фильмы вестерна
Режиссеры вестерна сильно расширили возможности кино: например, изобрели двойную композицию и вышли из павильонов. Разберем ключевые фильмы в этой части.
Последние кадры из фильмов Эдвина Портера «Большое ограбление поезда», 1903 и Мартина Скорсезе «Славные парни», 1990
Обсудим другие важные вестерны👇
🚂 Начнем с «Большого ограбления поезда» Эдвина С.Портера 1903 года. Этот 12-минутный фильм произвел фурор и заложил многие основы не только американского, но и мирового кино — технические и художественные новшества этой картины опередили свое время.
До этого фильмы были похожи на зарисовки, на выхваченный из реальности кусок. Здесь же мы имеем дело с повествовательным кино, у которого есть начало, середина и конец, выстроенный сюжет. Сценарий «Большого ограбления поезда» опирается на события 29 августа 1900 года: тогда четверо преступников из банды «Дырка в стене», возглавляемой легендарным преступником Бутчем Кэссиди, умудрилась взорвать сейф с деньгами в почтовом вагоне и похитить 5000 долларов. Эта же сцена потом будет и в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» Джорджа Роя Хилла.
Справедливости ради стоит сказать, что фильм Портера не был первым сюжетным фильмом, великий фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на луну» 1902 года тоже повествовательный.
Что же абсолютно нового придумал Портер🔻
⏸ Параллельный монтаж. Его суть в том, что два или больше событий фильма показаны параллельно. Основателем этого приема называют Джеймса Уильямсона и его фильм «Нападение на английскую миссию в Китае», но в этой картине параллельный монтаж едва различим. У Эдвина С. Портера уже реально параллельный монтаж: два события — воры убегают, и воров догоняют — показаны параллельно.
👥 Двойная экспозиция. Суть приема в том, что два изображения наслаиваются друг на друга. В фильме мы видим окно конторы на железной дороге и в окне — подъезжающий поезд. На самом деле поезд и контора были сняты отдельно. Контора снимается в павильоне, на окно навешивается черная ткань. Отдельно снимается прибытие поезда, потом изображение поезда наклеивается на черную ткань.
🌿 Натурные съемки. До этого снимали в павильонах, Портер же снял почти весь фильм на натуре. Это оказалось гораздо эффектнее, так натура пришла в вестерн.
👀 Обращение напрямую к зрителю. В финале на среднем плане появляется ковбой и стреляет несколько раз в камеру, то есть в зрителя. Первые зрители были этим шокированы, некоторые вспоминали, что испугались, хотя фильм был немой и звука выстрела они не услышали. Некоторые зрители возвращались на кинопоказ, чтобы снова ощутить прилив адреналина. Прокатчики даже поставили сцену и в начало, и в конец, чтобы зрители испытывали сильные эмоции дважды. Эта сцена вдохновила Мартина Скорсезе: ей заканчивается фильм «Славные парни». Герой даже снят точно так же как ковбой в финале «Большого ограбления». Впервые в кино была разрушена четвертая стена, разделяющая зрителя и актера. Но и тут справедливости ради стоит сказать про Мельеса: он воспринимает кино как театр, поэтому тоже часто обращается напрямую к зрителю. Но в фильме Портера не просто обращение к зрителю, а выстрел.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Фрагменты трейлера к фильму Николаса Рэя «Джонни Гитара», США, 1954
«Джонни Гитара» 1954 года Николаса Рэя — один из тех фильмов, которые расшатывают жанр, подводят его к ревизии.
💃🏻 Новшество этого фильма в том, что впервые в вестерне главную роль играет женщина — Джоан Кроуфорд, все мужчины уходят в этом фильме на второй план.
🔴 Во-вторых, в этой картине Николас Рэй очень новаторски использует цвета. Как раз в 50–е годы в Америке и отчасти в Европе были радикальные эксперименты в области цвета. Например, красную рубашка героини буквально режет зрителю глаз — настолько она красная.
⭐️ Фильм «Джонни Гитара» имел успех в Европе. Франсуа Трюффо считал его одним из лучших вестернов в истории. Он говорил, что в этой картине «ковбои умирают с изяществом балерин». Мартин Скорсезе тоже почитатель «Джонни Гитары», но он сравнивает этот фильм не с балетом, а с оперой.
Кроме фильма «Джонни гитара», Николас Рэй снял такие шедевры как «Бунтарь без идеала» и «Больше чем жизнь».
Годар говорил 👇
🗣 «Николас Рэй это и есть само кино. Что такое кино? Это Николас Рэй».
Джон Форд и кадры из фильма «Искатели», 1956
Кадры со съемок фильма Говарда Хоукса «Рио Браво», 1958
Финальная сцена фильма Сэма Пекинпа «Дикая банда», 1969
«Непрощенный» 1992 года — последний вестерн Клинта Иствуда, шедевр ревизионистского вестерна, после которого наступает эпоха неовестерна.
Почему Клинт Иствуд на этом фильме закончил свою карьеру в вестерне 👇
Он не хотел самоповторов, а главное уже сказал. Это его сознательная точка. Ему было принципиально важно сыграть главную роль самому: приобретя сценарий, Иствуд ждал около 10 лет, чтобы достигнуть нужного для главной роли возраста. Все персонажи фильма — люди в возрасте. Это напоминает «Человека, который застрелил Либерти Вэланса» Джона Форда: там подводился итог классическому вестерну золотой поры, и главные роли играли старые звезды. Здесь подводится итог уже ревизионистскому вестерну, и главные роли играют звезды нового Голливуда — Клинт Иствуд, Ричард Харрис, Джин Хэкмен. И страница на этом оказывается закрыта — мы вступаем в пору нового вестерна.
О чем фильм👇
О том, что есть люди, рожденные убивать. Уильям Мунни — бывший хладнокровный убийца, отошедший от дел. Он стал фермером, завел семью. Но все складывается совсем не так, как хотелось: быть фермером не получается. Когда его вызывают на дело, он тут же попадает в свою стихию, оказывается тем, кем и должен быть — убийцей. Фильм называется «непрощенный» — потому что он убийца, он изначально проклят Богом.
⭐️ Фильм стал обладателем четырех премий Оскар и двух премий «Золотой глобус».
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день