angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лукино Висконти

«Гибель богов»

Фильм «Гибель богов» первым говорит о фашизме и нацизме как об извращении. Узнаем, как шедевр Висконти запустил целую волну переосмысления нацизма в культуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

«Гибель богов»: самое важное о фильме

Кадр из фильма «Гибель богов»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

⭐️ Фильм «Гибель богов» называют фреской Висконти, картиной монументального масштаба. Она имела успех в европейском прокате и выдвигалась на премию «Оскар» и на «Золотой глобус».

🔹 Аннотация: Германия. 1933 год. Становление нацизма в Германии показано на примере династии сталелитейных «королей»: гибели одних ее представителей, бегства других и возвышения третьих.

🧐 Задумка. Изначально Висконти хотел снять фильм по шекспировскому «Макбету», но перенести действие в современную Италию. Размышления о «Макбете», о политике, морали и природе зла натолкнули его на мысль снять фильм об истоках нацизма. Висконти раскрывает тему через историю семьи Круппов — они финансировали военную индустрию Третьего Рейха.

👨‍👩‍👧‍👦 Идея. Висконти рассказывает историю про нравственное разложение одной семьи, но обобщает ее до истории про смерть патриархальной традиционной Европы, которая уступает место новому тоталитаризму. Висконти связывает историю с мифами. Например, в фильме есть мотивы пьесы Софокла «Царь Эдип», а именно эпизод инцеста — связи между матерью и сыном.

Критик Андрей Плахов сказал, что Висконти «удалось сплавить воедино миф и историю, зарифмовать семейное и социальное».

👀 Новый взгляд на историю. Висконти намеренно и выпукло показывает весь спектр сексуальных перверсий и извращений нацистов: герой-гомосексуал вступает в сексуальную связь со своей матерью и насилует еврейскую девочку. Так автор говорит, что нацизм — это тоже извращение. По версии автора, искренне придерживаться этой идеологии могут лишь некоторые: например, хитрые и беспринципные люди, как герой Хельмута Грима. А еще безвольные люди, как герой Дирка Богарда, либо извращенцы и моральные уроды, как герой Хельмута Бергера.

Фильм «Гибель богов» лег в основу многих картин, посвященных нацизму и его истокам, его ракурс взгляда на фашизм как на извращение заимствовали многие художники.

Кадр из фильма «Гибель богов»

Мы писали, что фильм «Гибель богов» повлиял на другие фильмы о нацизме и запустил целую волну новых фильмов на эту тему 👇

🎬 «Конформист» Бернардо Бертолуччи. В этой картине итальянский фашизм рассматривается, как вид сексуального извращения. По сюжету главный герой был когда-то изнасилован: в этом обнаруживаются корни его тяготения к фашизму.

🎬 «Ночной портье» Лилиана Кавани. В этом фильме показано, что в основе нацизма лежит практика садомазохизма: садисты навязывают такую форму отношений своим жертвам, а те принимают ее и сами превращаются в садистов.

🎬 «Сало, или 120 дней Содома» Паоло Пазолини. Здесь нацизм и фашизм вырождаются в самые разнузданные сексуальные извращения: герои пьют мочу, едят экскременты, насилуют, убивают, расстреливают.

👀 Тема нацизма как извращения всплывает в разных фильмах. Ей заинтересовались и режиссеры фильмов категории B. В качестве примера можно привести фильм Дона Эдмондса «Ильза, волчица СС». Но сильнее в эту тему мы углубляться не будем.

1. Кадр из фильма Бернардо Бертолуччи «Конформист»
2. Кадр из фильма Лилианы Кавани «Ночной портье»
3. Кадр из фильма Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома»
4. Кадр из фильма Дона Эдмондса «Ильза, волчица СС»

Кадр из фильма «Гибель богов»

Фильм «Гибель богов» открыл немецкую трилогию Висконти, в которую также входят фильмы «Смерть в Венеции» и «Людвиг».

Что объединяет эти фильмы 🔻

🎼 Много музыки. Музыка играет особую роль в этих фильмах. Ее там очень много. В «Смерти в Венеции» мы слышим Густава Малера и Модеста Мусоргского, в «Людвиге» постоянно играет Рихард Вагнер, в «Гибели богов» — оригинальный саундтрек Мориса Жарра.

👑 Роскошь. На первом плане богатые декорации, шикарные интерьеры и костюмы.

🎥 Тщательная операторская работа, сложный визуальный ряд, наполненность символами, зачастую понятными только интеллектуалам.

Виктор Горбатов, эксперт философской песочницы, о природе морального зла на примере фильма Лукино Висконти «Гибель богов»

Подумайте, сталкивались ли с таким когда-нибудь с фильмами и книгами, которые тоже пытаются осмыслить природу зла.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;