Лукино Висконти
Другие фильмы Висконти
В этой части разберемся в фильмографии Висконти, оценим знаковые фильмы и выделим особенности каждого.
Обсудим другие важные фильмы Лукино Висконти. Начнем с картины 1948 года «Земля дрожит», получившей международный приз на Венецианском кинофестивале.
Аннотация. Сицилия, середина 1940-х. Грабительские цены закупщиков рыбы держат за горло обитателей побережья. Одна из рыбацких семей пытается наладить собственный бизнес, но безуспешно. Кажется, что против не только жизненные обстоятельства, но и сама судьба — жестокая, несправедливая, помогающая лишь тем, у кого уже все есть. Фильм основан на романе Джованни Верга «Семья Малаволья», при этом снят в духе и эстетике итальянского неореализма.
В чем это проявилось 🔻
👀 Метод наблюдения за простой жизнью. Съемочная группа прибыла на Сицилию в маленький рыбацкий городок Ачи Трецца, чтобы наблюдать за жизнью простого народа и сделать экранизацию романа Верги.
👩🏻🌾 Актеры были найдены на месте: это реальные рыбаки и их семьи. Это один из важных принципов неореализма — не снимать профессиональных актеров, опирающихся на штампы, а брать людей из народа. Рыбак в роли рыбака не играет, а живет перед камерой.
🎤 Закадровый текст намекает на документальность. Рыбаки говорили на местном диалекте итальянского языка — сицилийском, поэтому в континентальной Италии их не понимали. Из-за этого в фильм вводится закадровый текст, который сообщает нам, что делают герои и о чем говорят. Обычно так делают в документальном кино, а неореализм стремится к документальности.
☝️ Из-за всего этого зрители путаются, какой перед ними фильм — игровой или документальный. Критики тоже не знают, к какой категории лучше отнести фильм, настолько тонкая тут грань.
А вы как думаете: что делает его близким к реальности, почти документальным? Какие приемы, ракурсы, особенности заметили?
Кадры из фильма Лукино Висконти «Земля дрожит», 1948
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
O комедии Лукино Висконти «Самая красивая» 1951 года
Поговорим про историческую мелодраму «Чувство» 1954 года.
Аннотация. Венеция, 1866 год, последние дни австро-венгерской оккупации. Партизаны готовят освобождение города. А в это время между австрийским красавцем-офицером и очаровательной венецианской графиней разгорается страстный роман.
⭐️ Многие критики считают эту картину проходной в творчестве Висконти, хотя в 1954 году фильм участвовал в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля. А крупнейший журнал о кино «Кайе дю синема» включил его в список «Величайших фильмов всех времен и народов» в обход «Рокко» и «Леопарда».
🎥 В 1955 году фильм получил премию «Серебряная Лента» за лучшую операторскую работу от итальянского национального синдиката киножурналистов. Альдо Грациати, один из лучших операторов Италии, был награжден посмертно — во время работы над картиной он погиб в автомобильной катастрофе.
📖 «Чувство» снова связан с литературой — об этой особенности фильмов Висконти мы уже писали. Фильм основан на одноименной повести Камилло Бойто. Бойто работал в рамках движения скапильятура — это что-то близкое к символизму. Итальянские писатели-скапильятуристы вдохновлялись французским поэтом Шарлем Бодлером, этот дух чувствуется и в фильме.
Кстати, переводом фильма на английский занимались такие крупные писатели, как Теннесси Уильямс и Пол Боулз. Если владеете языком, обязательно оцените качество диалогов 👍
🔵🔴 Цвета в фильме создают атмосферу отстраненности, театральности. Это отличает фильм от черно-белых лент, которые воспринимаются как хроникальное, объективное кино. Со временем оригинал сильно поблек. Фильм был восстановлен архивистами из Болоньи.
Кадры из фильма Лукино Висконти «Чувство», 1954
Поговорим о кинофреске «Леопард» 1963 года. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и считается одной из вершин мирового киноискусства.
Что нужно знать 👇
Аннотация. В мае 1860 года в Италии разгорается гражданская война между республиканцами, сторонниками Гарибальди, и приверженцами правящей династии Бурбонов. Князь Фабрицио ди Салина — сицилийский феодал, образованный и мудрый аристократ. Он с пониманием и пессимизмом относится к происходящим переменам.
Когда его молодой племянник Танкреди сначала вступает в ряды мятежников-гарибальдийцев, а затем становится офицером короля Савойского, дон Фабрицио не осуждает его. Сам князь Салина не хочет активно участвовать в политической борьбе. Он прекрасно осознает неизбежность происходящих больших перемен и чувствует, что его время «леопардов, львов» — уходит.
🗣 Князь Фабрицио ди Салина говорит: «Я принадлежу к уходящему классу, я свободен от иллюзий и не способен к самообману. Мы — леопарды, львы. Те, кто придет на смену, будут шакалишками, гиенами».
📖 Фильм снят по мотивам романа «Леопард» князя Джузеппе Томази Ди Лампедуза.
Почему Висконти заинтересовался романом
▪️ Автор романа — аристократ, чья аристократичность в 20 веке уже никакой роли не играет. В этом они похожи с режиссером. В романе описано, как гибнет классическая, европейская аристократия, как семьи аристократов постепенно смешиваются с семьями промышленников, предпринимателей и голубая кровь растворяется.
▪️ Герой принадлежит 19 веку и разделяет его ценности, а нынешняя эпоха предпринимателей ему чужда. Он может совершать нужные реформы и быть полезным обществу, но это не его время. В финале он буквально и символично уходит в тень, но перед этим его дорогу пересекает священник. Встретить священника, который идет соборовать умершего — это дурной знак, знак смерти. Так Висконти намекает, что герой и его ценности остаются в прошлом.
▪️ Главный герой фильма — это в некотором смысле альтер-эго самого Лукино Висконти.
🏛 Висконти подтвердил свою репутацию перфекциониста во время работы над фильмом. Каждый сантиметр старого мира он воспроизводил до мелочей: съемочная группа обживала пустующие сицилийские дворцы. Домам возвращали былой облик, чтобы они воспринимались, как живые, а не как декорации. Также исторический облик был возвращен одному из кварталов в Палермо.
🎭 Главная роль досталась бывшему циркачу и американскому актеру Берту Ланкастеру. Висконти хотел позвать советского актера Николая Черкасова: он понравился ему в роли Александра Невского в фильме Сергея Эйзенштейна. Но Советское правительство не разрешило Черкасову выехать. Берт Ланкастер был звездой и продюсеры считали, что он принесет деньги фильму. Пригласив его сниматься, создатели привлекли к производству фильма студию «20-й век Фокс». С ролью Ланкастер справился блестяще, позаимствовав аристократические манеры самого Лукино Висконти.
Ричард Дайера, член Британского института кино, пишет 👇
🗣 «Подобно романам 19 века, сочетавшим монументальный размах с насыщенностью деталей, фильм рисует крупные исторические события через призму того, как они переживаются отдельными индивидами. Музыка Нино Рота — словно симфония тех лет, которую вам не довелось слушать. Если бы в 19 веке снимали кино, то именно так оно бы и выглядело».
Кадры со съемок фильма Лукино Висконти «Леопард», 1963
О фильме «Семейный портрет в интерьере» 1974 года
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день