angle-down facebook instagram vkontakte warning

Лукино Висконти

Как снимал Висконти: стиль режиссера

Висконти волновали темы семьи, культуры, тела, секса. Перелом эстетики случается только в 1954. Изучим особенности его режиссуры и проследим изменения.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Кадр из фильма «Смерть в Венеции»

💀 Имя Лукино Висконти принято связывать с эстетикой декаданса. Он любит наблюдать разложение, эстетизирует его, но не натуралистично, а поэтически.

Кинокритик Андрей Плахов пишет 👇

🗣 «„Смерть в Венеции“ — красота в наиболее сгущенном виде: полная гармония изображения и сюжета, музыки и пластики, света и цвета, пейзажа и ритма, скрупулезно воссозданной атмосферы Венеции на закате бель-эпок. Это болезненная красота европейского декаданса, захваченная взглядом режиссера в тот момент, когда она еще не подернулась тлением: вскоре она совсем погибнет в пламени мировых войн».

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Кадр из фильма «Леопард»

Узнаем особенности фильмов Лукино Висконти.

Начнем с его любимых тем 👇

👨‍👩‍👦 Семья и культура. Это магистральная тема режиссера. Висконти происходит из аристократического рода, а 20 век — время гибели аристократии и эта тема волнует режиссера. В киноведческих справочниках принято писать, что Висконти «воспел гибель большой семьи в 20 веке». Режиссер говорит об аристократических семьях в фильмах «Леопард», «Семейный портрет в интерьере», «Туманные звезды Большой Медведицы», «Людвиг». В «Гибели богов» показаны не аристократы, но крупные промышленники, и тоже затронута тема распада семьи.

Висконти интересуется и бедными семьями в неореалистический период творчества в фильмах «Земля дрожит» и «Рокко и его братья».

Вырождение семьи он почти всегда рассматривает через призму культуры — литературы, мифологии или музыки. Например, фильм «Земля дрожит» основан на романе Джованни Верги «Семья Малаволья». «Гибель Богов» отсылает нас к одноименной опере Вагнера, сюжет фильма «Туманные звёзды Большой Медведицы» — к мифу об Оресте и трилогии Эсхила «Орестея».

🗞 История и политика. В фильмах «Леопард» и «Чувства» он обращается к истории и говорит о 19 веке как о времени рождения современной Италии, но еще больше его, активного коммуниста, волнует актуальная повестка. Например, в фильме «Гибель богов» есть нацистская тематика. Часто через тему одной семьи он выходит к более глобальным вопросам.

💜 Сексуальность. Первый фильма мастера «Одержимость» рассказывает о страсти, которая приводит к убийству. В фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» герои, брат и сестра, встретившись много лет спустя, вспоминают инцест, свою греховную любовь. Инцесту посвящен один из самых ярких эпизодов фильма «Гибель богов». Тема тела и запретного волнует автора еще и в силу нетрадиционной ориентации, в то время осуждаемой.

Как Висконти бунтует против «кино белых телефонов»

Кадр из фильма «Чувства»

Перелом эстетики Висконти происходит в фильме «Чувства» 1954 года.

Что меняется👇

🎭 Появляется условность. Висконти начинает работать в театре и переносит в кино театральную условность. Первые кадры фильма «Чувства» — это сцена оперы, где играют «Трубадура» Джузеппе Верди. Но в чем-то Висконти сохраняет неореалистический подход и остается перфекционистом: он с точностью воспроизводит костюмы и другие приметы эпохи.

🔴 Появляется цвет. В 50-е и 60-е годы черно-белое кино воспринималось как более реалистичное и более документальное. Цветом Висконти дистанцирует фильм от зрителя, подчеркивая, что он не повторяет реальность, а создает собственную.

📚 Режиссер экранизирует классику. Более ранний фильм Висконти «Земля дрожит» — это тоже экранизация классики, но там он грубо работает с первоисточником и сильно все переделывает. Теперь Висконти снимает «Белые ночи» по Достоевскому, действие переносит из России в Италию, из 19 века в 20 век, но придерживается первоисточника и подчеркивает литературность своих фильмов.

Кадр из фильма «Леопард»

Начиная с фильма «Леопард», Висконти уходит в эстетство. С этого момента рождается тот стиль, который называют висконтиевским.

Что это🔻

👀 Реализм, который помнит о своей условности

🙌 Перфекционизм, забота о том, чтобы не было анахронизмов — буквально фильмы-реконструкции. Например, сцена бала в фильме «Леопард» длится 45 минут, чтобы зрители прочувствовали атмосферу бала, танцы и бесконечные разговоры.

💃🏻 Близость к опере, пышность и роскошь: картины, платья, корсеты, зеркала в роскошных рамах. По фильмам видно, что их снимает аристократ.

Лукино Висконти, Роми Шнайдер и Ален Делон. Театр в Эпидавре, Греция. 1960

Висконти очень много работает в театре. Перечислим некоторые его постановки, чтобы вы смогли оценить его диапазон 👇

🎭 Его интерес в театре очень широк. Он ставит «Трудных детей» Жана Както и «Антигону» Жана Ануя, «Женитьбу Фигаро» Бомарше и «Трамвай „Желание“» Теннесси Уильямса, «Три сестры» Чехова, «Медею» Еврипида и «Эгмонт» Гёте.

🎬 Многое из театра и оперы он переносит в кино. Например, в фильме «Смерть в Венеции» он делает главного героя композитором и сопоставляет его с композитором Густавом Малером. Во многих фильмах звучит музыка Рихарда Вагнера. А о сценической условности фильмов Висконти и его интересе к костюмным фильмам, тоже связанным с оперой и театром, мы уже говорили.

Опера «Женитьба Фигаро», режиссер, костюмы Лукино Висконти, 1988–1989

Почему Марчелло Мастроянни боялся Лукино Висконти

Лукино Висконти и Пьеро Този

Костюмы в фильмах Висконти очень важны. Создавать их помогал великий Пьеро Този.

👗 Пьеро Този — это художник по костюмам, лауреат премии Британской академии, премии Давида ди Донателло, Серебряной ленты. Также в 2014 году он получил Оскар за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Помимо Висконти он сотрудничал с Федерико Феллини и Мауро Болоньини.

👑 Пьеро было важно, чтобы костюмы получались исторически точными: для этого он использовал аутентичные ткани, старинную отделку, воспроизводил крой нужного времени, много работал с архивами и библиотеками.

Массимо Джиротти

Расскажем о любимых актерах Висконти🔻

🎭 Массимо Джиротти. Он символично сыграл в открывающем и закрывающем карьеру мастера фильмах — в его первой картине «Одержимость» и в последней «Невинность». И появился в переломной ленте «Чувство», которая ознаменовала переход Висконти от неореализма к новой эстетике.

🎭 Ален Делон. Был музой мастера. Он снялся в двух фильмах Лукино Висконти в главных ролях: «Рокки и его братья» и «Леопард». Несмотря на то, что актер много снимался у других крупных режиссеров, таких как Жан-Пьер Мельвиль, Микеланджело Антониони, Жан-Люк Годар и других, имя Ален Делона ассоциируется с Висконти, который создал ему амплуа красивого мальчика, ангела.

🎭 Хельмут Бергер. Актер сыграл в «Гибели Богов», «Людвиге», «Семейном портрете в интерьере». С Висконти его связывали любовные отношения, поэтому режиссер в фильмах делал акцент на его теле, сексуальности, и через камеру смотрел на него иначе, чем на других актеров. За роль в «Гибели богов» Бергер был номинирован на «Золотой глобус», роль в «Людвиге» принесла ему национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Нино Рота — любимый композитор Висконти

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;