Людвиг Витгенштейн
Этика и религия
Витгенштейн объяснил, как должны общаться атеисты и верующие, чтобы понимать друг друга. В этой части узнаем, что он думал о религии и этике.
Продолжаем говорить об идеях позднего периода жизни Людвига Витгенштйена, узнаем, как он понимал этику и религию.
📑 В 1929 или 1930 году Витгенштейн прочитал «Лекцию об этике» в Кембриджском университете для общества «Еретики», которая была опубликована лишь много лет спустя.
Для Витгенштейна этика — учение об абсолютных ценностях, а не наука о правилах поведения, эмоциях и фактах сознания.
💡 Витгенштейн различает относительные ценности — которыеможно описать через факты мира, и абсолютные ценности — которые придают смысл миру в целом.
🗣 «Вообразите себе, что кто-то из вас стал всеведущей личностью и потому познал все движения всех тел в живом или неживом мире, и что он также познал все состояния сознания всех когда-либо живших человеческих существ, а потом представьте, что этот человек написал обо всем, что он узнал, в большой книге, содержащей полное описание мира. А теперь я хочу сказать, что в этой книге не будет ничего такого, что бы мы назвали этическим суждением.
Если, к примеру, мы в нашей книге-о-мире найдем описание убийства, содержащее все физические и психологические подробности, то само описание этих фактов не будет содержать ничего, что мы могли бы назвать этическим предложением. Данное убийство окажется на том же самом уровне, что и любое другое событие — падение камня, например. Безусловно, знакомство с этим описанием способно вызвать у нас с вами сострадание, гнев или любую другую эмоцию».
❓Как же тогда мы получаем представление об этическом, об абсолютных ценностях?
Точно не из наблюдений за фактами мира. Витгенштейн утверждает, что скорее всего мы чувствуем этическое через некоторый особый вид опыта — опыта созерцания мира в целом. На примере своей жизни он описывает три случая такого опыта👇
1️⃣ «Лучшим способом описать [этот] опыт было бы сказать, что когда он имеет место, я удивляюсь существованию мира. Я тогда склоняюсь к использованию фраз: „Как необычно, что нечто должно существовать” или: „Как необычно, что мир должен существовать”».
2️⃣ «Другой известный мне опыт, с которым вы должны быть знакомы, — его можно было бы назвать опытом переживания абсолютной безопасности. Я имею в виду то состояние сознания, находясь в котором обычно склонны говорить: „Я в безопасности и ничто происходящее не может мне повредить”».
3️⃣ «Третий вид опыта подобного рода — это чувство вины, которое опять же обозначалось фразой, что бог осуждает наше поведение».
Витгенштейн понимает, что эти описания двусмысленны и неточны, в них содержится попытка выразить что-то, что выразить невозможно. И все-таки он придает этим попыткам большую значимость👇
🗣 «Мое основное стремление, да и стремление всех, кто когда-либо пытался писать и говорить об этике или религии, — вырваться за пределы языка. Этот прорыв сквозь решетку нашей клетки абсолютно безнадежен. Этика, поскольку она проистекает из стремления сказать нечто об изначальном смысле жизни, об абсолютно добром и абсолютно ценном, не может быть наукой. То, что она говорит, ни в коем случае ничего не добавляет к нашему знанию. Но она все же является свидетельством определенного стремления человеческого сознания, которое я лично не могу перестать глубоко уважать и которое никогда в жизни не стану осмеивать.»
В своих поздних лекциях Витгенштейн говорит, что, будучи неверующим, он не может спорить с тем, во что верит религиозный человек.
🗣 «Если вы спросите меня, верю ли я в Судный день в том смысле, в каком в него верят религиозные люди, я бы точно никогда не сказал: „Нет. Я не верю, что он настанет”. Мне кажется сумасшествием так говорить. И потом я объясняю: „Я не верю в…”, но религиозный человек никогда не будет слушать то, что я пытаюсь донести. Что сказать. Я не могу противоречить такому человеку».
😇 Но это не значит, что, говоря о религии, человек просто выражает свои эмоции. За религиозными высказываниями, считает Витгенштейн, не стоят конкретные факты, но стоит нечто другое — реальные практики, или «формы жизни». То, как люди проживают свою жизнь, их неязыковые действия, переплетаются с сетью языковых игр. Поэтому последние не могут быть поняты вне контекста, задаваемого жизнью.
🗣 «Сказать „Бог есть” или „Бога нет” — значит ничего не сказать».
💡 Витгенштейн считает, что религиозные высказывания, например, «Иисус воскрес», имеют свое место в религиозных языковых играх, и когда их помещают в другие языковые игры, работающие по другим правилами (например, в лаборатории или на уроке истории в университете), они отбрасывают содержание.
➡️ Получается, ученому в лаборатории и историку на лекции нечего противопоставить этим высказываниям. Научная и историческая критика религиозных убеждений невозможна.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Последние годы жизни Витгенштейна были отмечены болезнью, одиночеством и меланхолией. Собственного жилья у него больше не было — он жил то у друзей, то в гостиницах. В 1940 году он записал в дневнике: «Чувствую себя скорее мертвым, чем живым»
🌅 По приглашению друга Витгенштейн переехал на его дачу в Коннемаре — местности на западном побережье Ирландии. Из окон открывался вид на море, и Витгенштейн наконец обрел здесь покой. Он подолгу гулял, но с людьми общался редко. Соседи считали Витгенштейна настолько сумасшедшим, что не просто не захотели иметь с ним никаких дел, но даже запретили ему ходить по своему участку, боясь, что тот распугает их овец.
😢 В сентябре 1948-го Витгенштейн на три недели отправился в Вену: его сестра тяжело болела и была при смерти. В феврале 1949-го он записал в дневнике: «Мининг умирает. Огромная потеря для меня и для всех. Больше, чем я предполагал». И через несколько недель: «Корни, от которых питается моя собственная жизнь, обрубают со всех сторон. В душе боль».
🏥 В 1949 году Витгенштейн отправился в путешествие в США к своему другу философу Норману Малкольму. Там проявляются первые симптомы болезни, но местные врачи не нашли ничего страшного. Однако повторное обследование в Англии приносит неприятный диагноз, вот как об этом Витгенштейн писал Малкольму:
🗣 «Дорогой Норман, спасибо за письмо! Врачи поставили мне диагноз. У меня рак предстательной железы, хотя звучит это гораздо хуже, чем есть на самом деле, поскольку имеются средства (какие-то гормоны), которые, как мне сказали, могут смягчать симптомы болезни и с которыми можно жить еще долгие годы. Врач даже говорит, что я смогу снова работать, хотя я себе представить этого не могу. Когда мне сообщили, что у меня рак, шока у меня никакого не было; он был, когда я услышал, что его можно лечить, потому что жить еще долгие годы никакого желания у меня нет».
⚰️ Людвиг Витгенштейн умер утром 29 апреля 1951 года. Прежде чем потерять сознание, он сказал: «Пусть все знают, что у меня была чудесная жизнь». По решению друзей-католиков Витгенштейна отпели по католическому обряду в кембриджской церкви Святого Эгидия.
1. Прибежище Витгенштейна в Ирландии: бухта Киллари в местности Коннемара, графство Голуэй
2. Могила Витгенштейна в Кембридже
Устраивайтесь поудобнее и выбирайте, что посмотреть сегодня вечером. Еще раз подумать над возможными прочтениями «Логико-философского трактата» или попробовать представить, каким человеком Людвиг Витгенштйен? Выбор за вами 😉
📣 Курс Открытого Философского Факультета «Людвиг Витгенштейн и его немного странные друзья», первую лекцию читает философ Валерий Анашвили.
📱 Небольшие лекции кандидата философских наук Софьи Данько в рамках проекта ПостНаука «Витгенштейн о необходимости, добре и зле» и «Подходы к прочтению Витгенштейна».
🎞 Художественный фильм «Витгенштейн» (режиссер Дерек Джармен, 1993).
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день