Людвиг Витгенштейн
Поздняя философия и связь с Россией
Витгенштейн читал Достоевского и уважал Сталина. В этой части узнаем, что связывало философа с Россией и как поменялись его поздние работы.
🎓 В 1929 году Витгенштейн возвращается в Кембридж, чтобы преподавать. Известный в будущем экономист Джон Мейнард Кейнс пишет: «Бог приехал, я встретил его на вокзале».
🤔 В этот период Витгенштейн пересматривает почти все тезисы своего «Логико-философского трактата» один за другим.
🔹 Раньше он стремился построить идеальный язык строгой науки и чистого мышления. Теперь он отказывается от попыток «исправить» естественный язык и от самого отношения к нему как к чему-то «неисправному».
🔹 Раньше он полагал, что все осмысленные высказывания можно свести к атомарным предложениям, не зависящим друг от друга. Теперь он больше не верит, что в языке есть «атомы».
🔹 Раньше он считал, что язык изображает действительность, так как определенные знаки статично обозначают определенные физические объекты. Теперь он утверждает, что знак получает значение благодаря практикам («языковые игры»), в рамках которых он употребляется.
Витгенштейн утверждал, что смысл словам придает та или иная ситуация👇
🗣 «Вот, например, человек испытывает страшную боль, скажем, когда что-то в очередной раз происходит в организме, и кричит: „Прочь, прочь!”, хотя нет ничего, что он хотел бы от себя отогнать; можно ли тогда сказать: „Эти слова употребляются неправильно”? Никто бы такого не сказал. Аналогично если, например, человек сделает „защитный” жест или даже упадет на колени и сложит руки на груди, то можно было бы резонно утверждать, что это неправильные жесты. Он просто так действует в такой ситуации. Здесь не может быть что-то „правильно” или „неправильно”. Примените то же самое к молитве. Как можно говорить о человеке, который должен заламывать руки от отчаяния и умолять о чем-то, что он ошибается или испытывает какие-то иллюзии».
🏠 Несмотря на известность и уважение коллег, в Кембридже Витгенштейну не сиделось — академическая среда «вызывала тошноту». В 1936 году он переехал в деревянный домик на берегу норвежского Согне-фьорда, который построил сам еще до войны.
Людвиг Витгенштейн всегда интересовался русской культурой, он изучал русский язык, читал книги Толстого и Достоевского в оригинале.
🗣 «Достоевский прав, когда говорит, что человек, который счастлив, наполнен целью существования».
🙏🏻 Среди произведений Достоевского Витгенштейн выше всего ставил «Братьев Карамазовых». Особенно большое впечатление на него производила фигура старца Зосимы. Можно предположить, что Витгенштейну была близка идея перевоплощения офицера в святого, ведь он сам был и офицером и по-своему религиозным человеком. «Преступление и наказание» Витгенштейн читал в 1935 году на русском языке. По рассказу его учительницы русского языка, Витгенштейн настолько высоко ставил Достоевского, что, когда она в разговоре с ним как-то неосторожно заметила, что на Достоевского сильно повлиял Диккенс, Витгенштейн возмутился и показал рукой, поднятой высоко вверх, как велик Достоевский, и — рука опущена — как ничтожен по сравнению с ним Диккенс.
💒 Неизвестно, читал ли Витгенштейн большие романы Толстого, но толстовское переложение Евангелий, повесть «Хаджи Мурат» и некоторые рассказы произвели на Людвига большое впечатление. Ему импонировало, что Толстой «приватизировал» христианство и тем самым редуцировал его к сугубо внутренней душевной жизни (тезис о том, что Царство Божие внутри нас). Толстой, по сути, сделал следующий шаг после Лютера — десакрализовал Иисуса, для него Иисус был прежде всего человеком, и попытался показать, что церковь не нужна даже в том ослабленном виде, в каком она присутствует в протестантской модели христианства.
👍 Витгенштейн изучал русский язык не просто так, он собирался поехать в Россию, одобрял коммунистический режим, хвалил Сталина за то, что «он дал людям работу» и надеялся на то, что работу дадут и ему.
❓Был ли Витгенштейн коммунистом? В тридцатых годах в Кембридже марксизм вошел в моду — там действовали Кембриджская коммунистическая партия, Кембриджская коммунистическая ячейка и кружок интеллектуалов «Апостолы», который называли чуть ли не вербовочным пунктом. Сам философ в личной беседе однажды признался, что он «коммунист в душе».
🤩 Советский Союз Витгенштейна явно очаровывал: «Страдания, которые претерпевает Россия, обещают нечто в будущем, в то время как вся наша болтовня бессмысленна». Возможно, что как и его друг экономист Кейнс, он видел в коммунизме своеобразную квазирелигию.
🧳 Кейнсу не понравился план Витгенштейна ехать в Россию. Тем не менее он взялся помочь ему установить контакты с функционерами советского посольства в Лондоне.
🤝 В 1935 году Витгенштейн приплывает в Ленинград, затем едет в Москву. В Москве состоялась встреча с профессором математической логики Софьей Яновской, с которой он потом переписывался и посылал ей лекарства из Англии, она была больна диабетом. Когда он пришел на философский факультет Московского университета и представился, Яновская воскликнула: «Нет, не может быть, неужели тот самый великий Витгенштейн?»
🙅🏼♀️ Когда Яновская узнала, что Витгенштейн хочет остаться жить в СССР, она попыталась переубедить его, сказав, что здесь для него «неподходящий климат». Через несколько дней Витгенштейн покинул Россию, потому что у него заканчивалась туристическая виза.
➡️ Судя по всему, поездка произвела на него неоднозначное впечатление. Больше он не называл себя коммунистом.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Вторую мировую Витгенштейн провел санитаром в лондонском госпитале — в районе, подвергавшемся бомбардировкам.
🏥 Пятидесятилетний мыслитель разносил лекарства, замешивал кожные мази, а когда стал лабораторным ассистентом, сконструировал приспособление для измерения давления.
✍️ В 1944 году Витгенштейн вернулся к преподаванию и попыткам объединить копившиеся годами черновики в opus magnum, который переписывал десятки раз и всегда оставался недовольным, в результате он будет издан посмертно в 1953 году под названием «Философские исследования».
👉 Основными понятиями, которые волновали позднего Витгенштейна, стали «языковые игры» и «формы жизни».
📢 Витгенштейн утверждает, что значения слов целиком определяются их употреблением в рамках языковой игры. Причем правила такой игры никогда нельзя до конца отрефлексировать и закрепить — они есть практика, а не теория.
💭 Языковые игры, в которые мы играем, тесно переплетены с нашими формами жизни — эти переплетения образуют что-то вроде смысловых миров, внутри которых мы живем, сами не замечая этого (как рыба не замечает воду, находящуюся вокруг нее).
😥 В конце жизни Витгенштейна одолевали те же сомнения, что в юношестве: он не верил, что его новую книгу поймет хоть кто-то «в мгле нашего времени», и одновременно писал, что она паршивая настолько, что для ее улучшения потребуется «еще лет сто». В 1940-х его дневники полны меланхолии: «Мне кажется, моя жизнь кончится скверно».
Кочерга Витгенштейна: история спора с Карлом Поппером
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день