angle-down facebook instagram vkontakte warning

Людвиг Витгенштейн

Витгенштейн и Венский кружок

Витгенштейн попал в философский клуб, но скоро его члены пожалели о том, что приняли Людвига в свои ряды. В этой части говорим о Венском кружке.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

Продолжаем говорить об удивительной судьбе Людвига Витгенштейна и узнаем, какие отношения у него сложились с участниками Венского кружка.

👨🏻‍🏫 В 1921 Витгенштейн уезжает в австрийские Альпы и становится школьным учителем.

🏔 Сначала ему очень понравилась деревенская жизнь: «Еще совсем недавно жизнь ужасно угнетала и тяготила меня, но теперь я немного приободрился». Однако уже через год его настроение изменилось: «Я все еще в Траттенбахе, а вокруг, как всегда, царит пошлость и низость, Я понимаю, что в большинстве своем люди везде ни­чтожны, но здесь они гораздо никчемнее и безответственнее, чем где бы то ни было. Я, вероятно, останусь в Траттенбахе на этот год, но не дольше, поскольку даже с учителями у меня натя­нутые отношения».

🏫 В то время в Австрии проходила реформа школьного образования, ее цель состояла в том, чтобы ученики стали активными участниками учебного процесса. Витгенштейн часто задавал детям непростые вопросы, заставляющие их думать самостоятельно. В преподавании математики Витгенштейн достиг впечатляющих результатов. У десятилетних подростков он вел про­двинутый курс алгебры, он также преподавал историю в гораздо большем объеме, чем это предусматривалось программой начальной школы. А на уроках литературы читались не только сказки, но и сти­хи, басни Лессинга, притчи Толстого.

📖 Местные жители недолюбливали Витгенштейна, опасаясь, что он хочет отвадить их детей от крес­тьянского труда и сделать так, чтобы они поехали учиться в город. Витгенштейн же считал, что молодой сын фермера может получить обра­зование в городе и, вернувшись в деревню, стать грамотным ферме­ром. Об этом он твердил все время родителям, но те не верили в его добрые намерения.

⚖️ Непростой и раздражительный человек, Витгенштейн иногда прибегал к телесным наказаниям школьников — впрочем, не чаще, чем его коллеги, но проводимая школьная реформа запрещала такие практики. Для крестьян это был удобный повод избавиться от экстравагантного учителя. Они подали на него иск, за которым последовало судебное разбирательство, включавшее в себя психическое обследование.

😔 Витгенштейн был оправдан, но его учительская карьера на этом закончилась, в 1926 году он вернулся в Вену.

Вернувшись в Вену, Витгенштейн посвящает себя отнюдь не философии.

💒 Витгенштейн решает сделаться монахом, но настоятель монастыря от­говорил его от этого шага.

🌷 Вместо этого Витгенштейн стал садов­ником в монастыре. Эта работа повлияла на него психотерапевтически — он восстановил отношения с семьей, регулярно приезжал на се­мейные рождественские торжества.

🏡 В конце 1926 года вместе с другом архитектором Паулем Энгельманом Людвиг проектирует дом для своей сестры Гретль. В этом доме все было продумано до мелочей. Витгенштейн руководил постройкой и отделкой почти с фанатической скрупулезностью, для него был важен каждый милли­метр.

😣 В 1938 году, после включения Австрии в состав Германии, сестра философа уехала в Нью-Йорк, оставив дом пустым. В 1945 году, когда в Австрию пришли русские, дом использовался как временное жилье для солдат. Гретль вернулась в 1947 году и жила в доме вплоть до своей смерти в 1958 году. После этого дом пустовал до 1971 года, когда наследник решил продать его на снос.

🏆 Дом был спасен одним из скупщиков и был признан национальным памятником.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Говорят, что дом, построенный Витгенштейном, — архитектурное выражение некоторых идей «Трактата» — в нем сочетаются минимализм, продуманность, строгость и идеальное соответствие дома своему хозяину.

В 1927 году сестра Гретль познакомила Людвига с основателем и лидером Венского кружка, философом Морицем Шликом.

🤓 Венский кружок — группа интеллигентов, в основ­ном представителей естественнонаучного знания, стремившихся выра­ботать новую научную и философскую идеологию. Первоначально в Венский кружок входили преподаватели и студенты Венского университета, по­зже он был расширен и стал международным. С Венским кружком тесно сотруд­ничали Курт Гедель, Герберт Фейгль, Ганс Рейхенбах, Альфред Айер, Эрнст Нагель, Рудольф Карнап — фигуры первой величины в философии 20 века.

🙅🏻‍♂️ В Венском кружке царил дух логического позитивизма. Участники кружка стремились очистить науку от метафизики с помощью принципа верификационизма, согласно которому, всякое осмысленное высказывание мо­жет быть сведено к совокупности «протокольных предложений», фиксирующих данные «чистого опыта» и вы­ступающих в качестве фундамента любого знания.

💡 Протокольные предложения свободны от интерпретаций — это утверждения, которые можно напрямую подтвердить на опыте.

🗣 Мориц Шлик: «Если нам удается выразить факты в прото­кольных предложениях, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания».

🙁 Если какое-то утверждение нельзя верифицировать, оно объявляется бессмысленным. Такие популярные в то время мыслители как Фрейд, Гегель, Ницше, Шопенгауэр, Шпенглер оказывались, с точки зрения участников Венского кружка, шарлатанами.

Примерами неверифицируемых, то есть «бессмысленных» философских утверждений, по мнению участников Венского кружка, можно назвать следующие утверждения👇

🔹 Бог существует в вечности. (Августин)

🔹 Бог умер. (Ницше)

🔹 Бытие есть, небытия нет. (Парменид)

🔹 Время временится как бывшее настоящим будущее. (Хайдеггер)

🔹 Все имеет конечную цель. (Аристотель)

🔹 Красота спасет мир. (Фома Аквинский)

🔹 Миром правит слепая космическая воля. (Шопенгауэр)

🔹 Человек — раб своего бессознательного. (Фрейд)

Витгенштейн, летом 1927 года регулярно посещавший встречи Венского кружка, порой позволял себе по-настоящему издеваться над собравшимися.

🙆🏻‍♂️ Он мог повернуться спиной к собранию и начать читать стихи, под­черкивая этим, что гораздо важ­нее невысказанное, чем высказанное.

🤯 Он осмеливался ссылаться на Августина, Кьеркегора, Толстого и Шопенгауэра, которых логические позитивисты не считали настоящими философами.

😤 Членам Кружка стало ясно, что Витгенштейн совершенно точно не являет­ся логическим позитивистом, что его установки во многом противо­положны их установкам.

🗣 Рудольф Карнап, один из ведущих представителей кружка, вспоминал: «Когда мы в Кружке читали книгу Витгенштейна, я ошибочно по­лагал, что его установка по отношению к метафизике была сход­ной с нашей. Я не обращал особенного внимания на те положе­ния его книги, которые касались мистики, потому что его ощу­щения и мысли в этой области были слишком отличными по отношению к моим собственным. Лишь персональный контакт с ним помог мне ясно увидеть его установки на этот счет. Его установки и точка зрения на людей и проблемы, даже теоретиче­ские проблемы, были скорее похожи на установки художника, нежели ученого».

Как соотносится «логический атомизм» Витгенштейна и «логический позитивизм» венцев?

❇️ Логический атомизм — это учение о том, что все осмысленные утверждения можно разложить на логические атомы. Этими атомами являются «атомарные предложения» или «атомарные высказывания», обозначающие «атомарные факты».

🧬 Способы соединения атомарных предложений в сложные комплексы идентичны способам соединения атомарных фактов в сложные. Получается, что структура языка есть структура мира.

❇️ Логический позитивизм Венского кружка, по сути, представляет собой попытку зайти гораздо дальше — выстроить на основе логического атомизма новую, позитивную теорию познания, пригодную для современной науки. Представители Кружка постулируют наличие у нас прямого познавательного доступа к атомарным фактам и сводимость всего содержания научных теорий к набору «протокольных предложений».

📚 Описанный в «Трактате» изоморфизм языка и мира (одинаковость их структуры) они используют для радикального отделения эмпирического базиса науки (фактов, экспериментов, наблюдений) от теоретической надстройки. Отсекая настройку от базиса, они стремились ее совершенно устранить (позже было логически доказано, что это в принципе невозможно).

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;