Михаил Врубель
Картины Врубеля на тему Демона
Образ Демона — самый главный в творчестве Врубеля. Рассмотрим внимательнее всех «Демонов»: поговорим об истории их создания, оценим их сюжеты и соотнесем картины с личностью Врубеля.
1, 2. Тамара и Демон, 1890–1891
3. Демон у стен монастыря, 1890–1891
4. Демон и Ангел с душой Тамары, 1891
Мы посвятим эту часть одной из главных тем для Михаила Врубеля — его знаменитому Демону. Для начала узнаем, как этот образ появился в его творчестве.
📖 В 1890 году Врубелю предложили нарисовать иллюстрации к юбилейному двухтомнику сочинений Михаила Лермонтова. В проекте, который затеяли издатели братья Кушнерёвы и Петр Кончаловский, участвовали 18 художников — Репин, Шишкин, Айвазовский, Леонид Пастернак и другие. Врубель среди них был самым неизвестным.
✍️ Врубель поселился в комнате этажом ниже Кончаловских и активно включился в работу — особенно над иллюстрациями к поэме «Демон». Эта тема интересовала художника и раньше: еще в 1880-е он написал первого «Демона», но уничтожил картину.
🙅♂️ Когда книга вышла в свет, критика набросилась на иллюстрации Врубеля. Их критиковали за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
👨🎨 Только некоторые великие художники, такие как Василий Суриков, Валентин Серов, Константин Коровин, оценили работу. Серов даже признавался Коровину: «После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Демон сидящий, эскиз, 1890
2. Демон сидящий, 1890
Одновременно с иллюстрациями к Лермонтову Врубель работал над собственной картиной «Демон сидящий». В ней проявились все уникальные особенности живописи Врубеля.
🎨 Богатая палитра. Несмотря на очень красивые оттенки, из них складывается довольно мрачная картина.
🔷 Мозаичное изображение. Фигура Демона напоминает скульптуру или витраж. Врубель добился такого эффекта, накладывая широкие плоские мазки.
👿 Трагичный образ Демона. Он печален, сидит со сцепленными руками, будто зажатый верхней и нижней границами картины, и с грустью смотрит вдаль. Вся его поза выражает одиночество — но в ней чувствуются мощь, сила, энергия.
🗣 Сам Врубель так писал о своем герое: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый...»
1. Демон летящий, 1899
2. Демон летящий, фрагмент
3. Демон поверженный, 1901–1902
4–6. Демон поверженный, эскизы, 1901
Спустя несколько лет после «Демона сидящего» Михаил Врубель вновь вернулся к этому образу. Так появились картины «Демон летящий» и «Демон поверженный».
Поговорим о них подробнее 👇
🏔 «Демон летящий». Врубель не мог выбрать, написать Демона летящим или поверженным, и сначала выбрал первое. Но эта работа осталась неоконченной. Тщательнее всего написано лицо Демона, холодное и бесстрастное.
▪️ Демон летит среди гор над большой рекой, которая может быть Тереком — если Врубель все еще отталкивался от лермонтовского текста 👇
«…И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял…»
М. Лермонтов
▪️ Картина полна скрытой тревоги. Вероятно, эта работа уже свидетельствует о начинающейся психической болезни, которая дальше будет только прогрессировать.
🥀 «Демон поверженный». Врубель начал писать его, еще не окончив работу над «Демоном летящим». Картина передает сложное психическое состояние художника. Хотя его живопись все больше ценили, сам он становился все более раздражительным, недовольным собой.
▪️ Когда «Демона поверженного» привезли на выставку «Мир искусства», Врубель каждое утро приходил до открытия выставки и вносил изменения: стирал и накладывал заново краску, менял позу и фон, но чаще всего — выражение лица. Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота».
🗣 Художник Александр Бенуа так писал об этом: «Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
👤 Слова Бенуа оказались пророческими: вскоре после завершения работы Врубель оказался в клинике с симптомами острого психического расстройства.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день