Михаил Врубель
Как Врубель пришел к живописи
Творчество Врубеля совмещало академические традиции с внутренней свободой. Посмотрим, как художник учился, и разберем ранние работы.
1. Михаил Врубель с сестрой Анной, фото 1870-х годов
2. Михаил Врубель. Обручение Марии с Иосифом, эскиз академической программы, 1881
3. Михаил Врубель. Автопортрет, 1882
4. Михаил Врубель. Натурщица в обстановке Ренессанса, 1883
Поговорим о жизни Михаила Врубеля. Начнем с детства и того, как будущий художник пришел к живописи.
Вот его путь 👇
👦 Родился в 1856 году в Омске в семье военного юриста Александра Врубеля. Мать умерла от чахотки, когда ему было три года. С мачехой у Миши и его сестры Анны были сложные отношения, но именно благодаря ей болезненный мальчик смог окрепнуть — она очень о нем заботилась, заставляя соблюдать диету «из сырого мяса и рыбьих жиров».
🎨 Рано проявил художественные способности. В семье их поддержали, пригласили преподавателя. Но отец настаивал на классическом образовании, да и сам Врубель в детстве не планировал стать художником.
✍️ В 1874 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию в Одессе. Параллельно учился в Рисовальной школе при Обществе изящных искусств.
🎓 Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Из-за легкомысленного образа жизни остался на второй год. Занимался репетиторством, несколько лет работал гувернером в разных семействах — с воспитанниками побывал в Европе. Тогда и решил стать художником.
🥈 В 1880 году начал учиться в Академии в классе Павла Чистякова. Подружился с Валентином Серовым, много времени уделял академической живописи, но уже тогда отходил от канонов. Тем не менее за композицию «Обручение Марии и Иосифа» получил вторую серебряную медаль Академии.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О великом педагоге Павле Петровиче Чистякове
Перед нами работа Михаила Врубеля «Пирующие римляне». В этом наброске видно, как в творчестве художника академическая традиция встречается с новаторством и внутренней свободой.
Давайте посмотрим на работу внимательнее 👇
🍇 Сюжеты на античные темы были приняты в академии: патриций напился, и над ним посмеиваются, перемигиваясь, юные виночерпий и кифарист. Музыкант показан несколько идеализированно: он написан изящно и гармонично. Охмелевший пожилой патриций грузно осел, не в силах подняться.
💡 При этом Врубель отходит от канонов. Нетипичный ракурс: мы будто смотрим на сцену сверху, нет единой точки схода композиции, видны доклеенные части, которых «не хватило» художнику.
🖼 Работа не окончена. Это типично для Врубеля и обогащает картину: мы будто подсматриваем за героями, видим кусочек реальной жизни через дымку веков. Художник будто действительно не придумал сюжет, а подсмотрел его и попытался зарисовать — отсюда и подклейки холста.
🤔 Есть пространство для интерпретаций. Перед нами не просто пьяный старик со слугами, а разложение и закат Римской империи, разрушение гармонии, усталость великой культуры Античности. А шире — противостояние разумного и стихийного, аполлонического и дионисийского начал в культуре и искусстве.
▪️ Об аполлоническом и дионисийском началах писал Фридрих Ницше. Для него Аполлон — это символ рационализма и гармонии, а Дионис — стихийности, дикости, естественности. По мнению Ницше, европейская культура подмяла живое дионисийское начало, заменив его рациональным аполлоническим. Врубель был знаком с работами Ницше и вполне мог размышлять над его идеями через картины.
1. Михаил Врубель. Гамлет и Офелия, 1884
2. Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888
Завершим часть еще одной ранней работой Михаила Врубеля. Это картина «Гамлет и Офелия».
Вот что в ней интересного 👇
👥 Эта картина — парный портрет. В образе Гамлета и Офелии написаны друг Врубеля, художник Валентин Серов и его двоюродная сестра Мария Симонович (кстати, именно она изображена на картине Серова «Девушка, освещенная солнцем»).
👨🎨 Гамлет изображен в образе художника. Врубель размышляет над темой творца и его музы, трагической сути искусства. Как Гамлет противопоставлял себя окружению, так и художник противостоит всему миру. Не зря картине предшествовали наброски, где в роли Гамлета выступают сам Врубель и художник Николай Бруни.
✍️ Врубель нацарапал на краске свои размышления: «Сознание 1) Бесконечного. Перепутанность понятий о зависимости человека 2) Жизни. Бесконечное и догмат, бесконечное и наука… первобытного… бесконечное и догмат в союзе с сознанием жизни, покуда нравственность зиждется на…»
▪️ Исследователи считают, что фраза завершается словами «...категорическом императиве» — идее философа Иммануила Канта о высшем принципе нравственности.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день