Михаил Врубель
Поездка в Киев и путешествие в Италию
В Киеве Врубель вдохновился древнерусским искусством, а в Италии обогатил свою цветовую палитру. Узнаем, как еще эти поездки повлияли на его творчество.
1. Кирилловская церковь, Киев, Украина, 1139
2. Михаил Врубель. Сошествие Св. Духа на апостолов, роспись Кирилловской церкви, 1884
Обсудим период жизни и творчества Михаила Врубеля, который продлился всего несколько лет, но заметно повлиял на него — поездке в Киев, а затем в Италию.
И начнем с росписи Кирилловского собора в Киеве 👇
⛪️ В 1884 году Михаил Врубель получил заказ на реставрацию и стилизацию росписей в Кирилловской церкви. Заказчиком был профессор Адриан Прахов — историк искусства, археолог. Рекомендации дал учитель Врубеля Павел Чистяков.
☦️ Знакомство с древним религиозным искусством очень повлияло на Врубеля. Он всегда искал в нем правду жизни, истинность переживания и стремился не просто следовать традициям старых мастеров, но и привнести современный взгляд на живопись.
🎨 Художник одним из первых понял актуальность древнерусского искусства. Позже поиски национальной старины выразятся в неорусском стиле, отразятся на модерне и авангарде. А в 1880-е это интересовало даже не искусствоведов, а историков.
✨ Яркий пример подхода Врубеля к церковным росписям — «Сошествие святого духа на апостолов» в Кирилловской церкви. Художник смог наполнить канонические жесты апостолов сложными живыми эмоциями.
▪️ Врубель отказался от традиционных атрибутов: архитектурного фона, престола, жезлов и свитков.
▪️ При этом наполнил роспись психологическим содержанием: чувства выражаются не открыто, они будто спрятаны внутри персонажей. Каждый по-своему переживает мистическое событие, раскрывая собственный духовный мир.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Иконостас Кирилловского монастыря, 1884
2. Св. Кирилл, 1884
3. Иисус Христос, 1884
4. Богоматерь, 1884
В ноябре 1884 года Прахов отправил Врубеля в командировку в Италию. Эта поездка повлияла на все последующее творчество художника.
Вот как это произошло 👇
🔎 Целью путешествия было изучение средневековых византийских мозаик и живописи художников венецианского Возрождения. Также есть версия, что одной из причин поездки могла стать влюбленность художника в жену Прахова Эмилию Львовну.
⛪️ В Венеции Врубель больше всего интересовался средневековым искусством и ранним Возрождением. Он изучал средневековые мозаики и витражи, рассматривал работы живописцев раннего Ренессанса — Карпаччо, Чима да Конельяно.
🎨 Венецианское искусство обогатило палитру Врубеля. Именно тогда появились его знаменитые синие, лиловые, золотые, темно-вишневые, дымко-розовые, млечно-голубые тона, ослепительная игра восточных кристаллов.
🙏 В Италии Врубель создал четыре алтарных образа для Кирилловской церкви — Христа, Св. Кирилла, Св. Афанасия и Богоматери.
🗣 Об эти образах художник Александр Иванов сказал: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
1. Фотография Э.П. Праховой, 1870-е
2. Образ «Богоматерь с младенцем» и эскиз, написанный с Эмилии Праховой
Михаил Врубель
1. Восточная сказка, 1886
2. Девочка на фоне персидского ковра, 1886
Поговорим о двух работах, написанных Михаилом Врубелем после возвращения из Италии в Киев — «Восточной сказке» и «Девочке на фоне персидского ковра».
В обеих картинах видна фирменная работа Врубеля с цветом и мозаичными объемами 👇
🧞♂️ Восточная сказка. Врубель начал писать эту картину для заработка, но сделал только акварельный набросок. Художник хотел подарить картину Эмилии Праховой, но та отказалась принять «слишком серьезную, вполне законченную вещь». В ответ Врубель порвал акварель, бросил на пол и ушел. Прахова сохранила обрывки в конверте, который позже Врубель с благодарностью забрал и восстановил работу.
👧 Девочка на фоне персидского ковра. Картина тоже написана из нужды: Врубель часто занимал деньги в ссудной кассе Розмитальского и Дохновича, и решил продать Дохновичу портрет его дочки Мины. Но тому портрет не понравился, и Врубель долго не мог пристроить работу — но в итоге все же продал одному коллекционеру за 300 рублей.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день