Михаил Врубель
Роль театра в творчестве и жизни Врубеля
Театр сильно повлиял на жизнь Врубеля: например, он вступил в брак с оперной певицей и писал эскизы для Римского-Корсакова. Все про любовь к театру — в этой части.
1. Неаполитанская ночь. Эскиз театрального занавеса, 1891.
2. Пряничный домик. Эскиз декорации к опере Э.Гумпердинка «Гензель и Гретель», 1896.
3. Александровская слобода. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста», 1899.
4. Город Леденец. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1900.
5. Царевич Гвидон. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1900.
6. Княжеский ловчий. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1900.
7. Волхова. Эскиз костюма к опере Н.А.Римского-Корсакова «Садко», 1897.
Поговорим о сотрудничестве Михаила Врубеля с театром. Оно напрямую было связано с его личной жизнью.
❤️ В 1886 году Врубель познакомился с оперной певицей Надеждой Забелой, влюбился и добился ее согласия на брак. Это произошло, когда художника пригласил в Петербург Савва Мамонтов, чтобы оформить оперу «Гензель и Гретель» Энгельберта Гумпердинка — Надежда пела там партию Гретель.
🎵 Жена очень ценила музыку Римского-Корсакова и приобщила к ней Врубеля. Во многом сказочность произведений композитора повлияла и на творчество Врубеля, который смог временно отойти от демонической темы.
🗣 Сам Врубель писал Римскому-Корсакову: «Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду».
🎭 Художник подготовил эскизы костюмов и декораций к нескольким операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Также Врубель создал майолики по мотивам опер «Садко» и «Снегурочка».
♠️ Врубель работал и с произведениями других композиторов: операми Петра Чайковского «Чародейка» и «Пиковая дама», Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф».
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
О Надежде в жизни Михаила Врубеля
1. Михаил Врубель. Богатырь, 1898
2. Надежда Забела-Врубель
3. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900
Предлагаем вам послушать голос Надежды Забелы-Врубель: на этой записи она поет «Колыбельную песню Волховы» из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».
В конце 1890-х годов Михаил Врубель, вдохновленный женитьбой и знакомством с операми Римского-Корсакова, создал ряд работ на мифологическую тему, который условно объединяют в «сказочный цикл».
Рассмотрим одну из самых знаменитых работ цикла — «Пана» 👇
🎨 Все началось с незавершенного портрета Надежды Забелы-Врубель. Супруги гостили в имении княгини Марии Тенишевой. Врубель решил написать свою жену на фоне лесного пейзажа, но потом затер наброски портрета — а пейзаж оставил.
👤 Врубель поместил в пейзаж античного мифологического персонажа — Пана. В античной мифологии Пан — это бог лесов и полей, олицетворение дикой природы. Вдохновением для художника послужил рассказ Анатолия Франса «Святой сатир» из цикла «Источник святой Клары».
🎶 Пан изображен канонично: на голове рога, в руке свирель — любимый музыкальный инструмент легкомысленного божества, на ногах угадывается шерсть.
🌲 Но посреди русской природы античный бог стал похож на славянского лешего. Врубель объединил европейскую традицию с национальным фольклором, которым в тот период очень увлекался. В итоге получился живой и необычный образ, одна из вершин творчества художника.
1. Прощание царя морского с царевной Волховой, 1898
2. К ночи, 1900
3. Сирень, 1900
В завершение части рассмотрим еще несколько работ Михаила Врубеля, входящие в «Сказочный цикл» 👇
🧜♀️ «Прощание царя морского с царевной Волховой». Написана под впечатлением от работы над эскизами к опере Римского-Корсакова «Садко». На картине показана драматичная сцена, в которой морская царевна покидает отца ради земной любви.
🌙 «К ночи». Сцену делает сказочной то ли пастух, напоминающий лешего, то ли сама природа в сумерках. Судя по всему, картина написана под впечатлением от пейзажей на хуторе художника Николая Ге, где гостивший Врубель также любовался кустами сирени.
🧚♀️ «Сирень». Одна из самых загадочных картин художника. Сам он говорил, что девушка, появляющаяся из-под куста сирени, воплощает душу цветка. По одной из версий, Врубеля вдохновил одноименный романс Сергея Рахманинова на стихи Елизаветы Бекетовой, который на концертах часто исполняла Надежда.
Курс из 6 лекций о том, как менялось искусство на рубеже 19 и 20 веков. Разберем, какую революцию в живописи произвели импрессионизм, постимпрессионизм и авангард. Познакомимся с жизнью и идеями главных художников того периода: от Моне до Пикассо.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день