angle-down facebook instagram vkontakte warning

Орсон Уэллс

«Гражданин Кейн»

«Гражданин Кейн» — один из самых известных и влиятельных фильмов в истории. Но, несмотря на высокую оценку критиками и на фестивалях, зрители фильм не приняли. Разберемся, почему так произошло.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

⭐️ Драма «Гражданин Кейн» 1941 года — один из самых известных и влиятельных фильмов в истории. Британский киноинститут, журнал Sight and Sound, американский киноинститут и другие институции включают картину в списки самых значимых фильмов.

🎩 Это бенефис Уэллса: здесь он выступил и как соавтор сценария, и как режиссер, отчасти как продюсер, и, конечно, как главная звезда — исполнитель главной роли.

👀 Удивительно, что это дебют Орсона Уэллса в полном метре. 25-летний режиссер почти без опыта сделал мудрое, глубокое, сложное и новаторское произведение: такие картины обычно делают мастера, зрелые художники. Сам Уэллс говорил, что причина такой гениальности в том, что он просто ничего не умел делать и не знал о существовании многих ограничений. Он пришел из мира театра, литературы и радио и не понимал законов кинематографа.

🗣 «Невежество помогло мне сделать новаторскую картину».

✏️ Аннотация. В шикарном поместье умирает газетный магнат Чарльз Фостер Кейн, роняя лишь одно слово: «Роузбад». Смерть Кейна вызывает бурную реакцию в обществе, и группа журналистов берется узнать, кем же он был на самом деле, что он пережил за свою долгую, полную взлетов и падений, жизнь. И что все-таки значит «Роузбад»?

👏 Критики встретили фильм восторженно: он был назван лучшим фильмом 1941 года по мнению кинокритиков Нью-Йорка. Фильм получил много премий, 9 номинаций на «Оскар» и одну статуэтку за лучший сценарий.

😬 Но в прокате фильм провалился. Студия РКО дала Уэллсу творческую свободу и сильно рассчитывала на фильм, но зрителям он показался слишком новаторским.

📺 Культовый статус картина стала обретать после 1956 года, когда фильм начали показывать по телевидению.

Кадры из фильма

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Внутрикадровый монтаж в фильме «Гражданин Кейн»

Посмотрим на команду фильма👇

👀 Прежде чем приступить к съемкам, Орсон Уэллс решил прокачать свои знания в области кинематографа. Кроме первой учебной короткометражки у него не было практического опыта в кино. Поэтому он пошел в американский музей современного искусства и начал смотреть фильмы Фрэнка Капры, Рене Клера, Фрица Ланга, Жана Ренуара. Он смотрел фильмы дотошно, разбирал картину по кадрам и пытался понять, как это было снято. Целых 40 раз он посмотрел «Дилижанс» Джона Форда, на него сильно повлиял «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине.

🤝 Сценарий Уэллс писал вместе с Германом Джейкобом Манкевичем. Это Манкевич предложил снимать фильм о медиамагнате и миллионере Уильяме Рэндольфе Херсте. Манкевич входил в круг Херста, но преисполнился злобой к этому человеку и решил свести с ним счеты с помощью этого фильма. Уэллс согласился делать кино о Херсте, прислал Манкевичу 300 страниц своих указаний и сам сел работать над сценарием. Они трудились порознь, а потом Уэллс соединил два наброска. Так получился окончательный сценарий «Гражданина Кейна».

Их совместное творчество привело к правовому скандалу 👇

▪️ Манкевича наняли в качестве помощника — Уэллс не планировал указывать его имя в титрах. Но потом Манкевич передумал и попросил добавить его в титры. Он даже обратился к гильдии сценаристов, чтобы они защитили его права. В итоге Уэллс поставил его фамилию в титры над своей, но его все равно неоднократно обвиняли в том, что он нарушил права Манкевича.

▪️ В 1971 году вышла книга Полин Кейл «Создавая Кейна». Кейл настаивала, что подлинный создатель Кейна — это Манкевич, а не Уэллс. Книга серьезно ударила по репутации Уэллса.

▪️В 2020 году вышел фильм «Манк», посвященный Манкевичу и в том числе этой истории.

🎥 Еще один соавтор Уэллса — это Грегг Толанд, один из величайших операторов в истории. Он сам пришел к Орсону Уэллсу и попросил о сотрудничестве. Грегг любил его театральные постановки и хотел поработать с непрофессионалом. Профессиональные режиссеры считали многое невозможным технически, а молодой режиссер, еще не знающий об ограничениях, дал Толанду свободу. Его вклад в создание «Гражданина Кейна» колоссальный.

Орсон Уэллс и Герман Манкевич

🎥 Мы узнали, что Грегг Толанд — талантливый оператор.

Какие операторские приемы вы заметили? Как выстроен кадр, как движется камера?

😱 Нам сложно абстрагироваться от нашей насмотренности «фильмами будущего». Но подумайте, что в операторской работе могло впечатлить зрителей того времени?

Уильям Херст — прототип героя фильма

Уильям Херст, Мэрион Дэвис, Чарли Чаплин, 1932

Почему фильм стал таким значимым 👇

У фильма новаторская повествовательная структура. До этой картины события в фильмах разворачивались в хронологической последовательности. «Гражданин Кейн» начинается со смерти главного героя, а потом мы видим воспоминания людей о нем — фильм построен на флэшбэках. Попытки применять флэшбэки в кино встречались и до этого, но именно Орсон Уэллс превратил это в принцип. Куросава, Феллини и Уэллс оторвали кино от хронологии — она перестала давить на творчество.

🎥 Благодаря этому фильму Орсон Уэллс стал известен как адепт глубокого фокуса. В фильме все в фокусе, все четко видно: и на первом плане, и на среднем, и на дальнем. В итоге создается эффект глубокого насыщенного пространства. Оптика в 20–30-е годы практически не позволяла работать в глубоком фокусе, поэтому этот прием в «Гражданине Кейне» стал прорывом.

📽 Также Орсон Уэллс — фанат внутрикадрового монтажа. Французская Новая волна у него эту технику во многом позаимствовала: Базен, когда будет пропагандировать внутрикадровый монтаж и глубокий фокус, будет ссылаться в том числе на Орсона Уэллса.

🌓 Орсон Уэллс использует резкие контрасты света и тени. В этом можно увидеть влияние немецкого экспрессионизма. Работу со светом и тенью называют одной из важных черт фильма.

👀 В этом фильме впервые в истории кино показали потолки. Обычно декорации строилась без потолков: были только стены и пол, а сверху было закреплено осветительное оборудование. Уэллс с оператором Толандом решили снимать с низкой точки, под непривычным углом, поэтому в кадр попадал и потолок. Съемка с низкой точки дала фильму дополнительную экспрессию, в фильме персонаж визуально доминирует над пространством.

💡 Чтобы применить этот прием, были придуманы новшества в освещении съемочной площадки: привычно крепить осветительное оборудование к потолку уже не получалось.

💰Зрители воспринимают фильм как глобальное высказывание об американской цивилизации и американской мечте. В картине показана оборотная сторона американской мечты: богатый и великий человек, который выбился из низов и добился всего сам, оказывается человеком без сердца. Необычно, что кроме линии финансового успеха мы видим и параллельную линию морального упадка.

Кадры со съемок

Джозеф Коттен (1905–1994)

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;