angle-down facebook instagram vkontakte warning

Орсон Уэллс

Особенности кинематографа

Фильмы Орсона Уэллса отличают глубокий фокус — все четко видно на всех планах, и выразительные крупные планы. Узнаем, как он этого достигал и чем еще отличается его творчество.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

Обсуждаем черты кинематографического стиля Орсона Уэллса 👇

💪🏼 Орсон Уэллс всегда стремился преодолеть технические ограничения. Художник Юрий Анненков вспоминал, как однажды Уэллс поставил перед оператором очень трудную задачу. Получив ответ, что сделать это невозможно, оделся и ушел со съемочной площадки. Он лишь бросил, что вернется, когда технические средства позволят. Оператор придумал, как выкрутиться из ситуации.

🎥 Фирменная черта Уэллса — глубокий фокус. В фильме все в фокусе, все четко видно: и на первом плане, и на среднем, и на дальнем. В итоге создается эффект глубокого насыщенного пространства. Этот факт мы уже подробно разбирали на примере фильма «Гражданин Кейн».

🎬 Он любит показывать действие без монтажных склеек, используя только внутрикадровый монтаж. Мы разбирали сцену с внутрикадровым монтажом из фильма «Гражданин Кейн», но по-настоящему классической стала открывающая сцена из фильма «Печать зла». Эта новаторская, сложнейшая сцена длится 7 минут и снята одним планом. В ней очень сложное мизансценирование, камера совершает колоссальный проезд, съемка ведется с крана.

Открывающая сцена фильма «Печать зла», реж. Орсон Уэллс, 1958

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Посмотрим, какие еще признаки отличают Уэллса от других режиссеров 👇

😊 Примета его творчества — это выразительные крупные планы, даже целые композиции, составленные из крупных планов исполнителей. Лицо для Уэллса — это пластическое средство, живая поверхность. Он работает, как скульптор, как архитектор. Режиссеру часто не столь важно поймать суть исполнителя — ему важно поработать с его лицом, как с частью пространства, кадра.

🎥 Он использует неожиданные ракурсы. Например, при съемке с нижней точки лицо актера как бы «наваливается» на зрителя с экрана и становится гораздо более выразительным, превращается в лик, как будто вырубленный из скалы.

🌗 Для этой же цели Уэллс активно работает со светом и тенью. В «Процессе», в «Отелло», в «Макбете» чувствуется влияние немецкого экспрессионизма, для которого как раз и характерны резкие тени.

🔘 Любовь к 40-м годам и эстетике нуара проявляется в его игре со светом и тенью, в любви к черно-белому изображению. Уэллс говорил, что цвет отвлекает.

💎 Уэллс — мастер трюков и визуальных эффектов. Например, в фильме «Леди из Шанхая» одну из сцен он снял в зеркальной комнате, проделав технически сложную работу с отражениями. Получилось очень выразительно.

🌊 Уэллс всегда работает с размахом. Иногда это масштабные темы, всегда — жирная актерская игра, экспрессивное использование света и тени, создающее монументальный эффект, иногда в этом проглядывает самоирония.

📖 Режиссер обращается к классике. Он экранизировал Кафку, значительную часть жизни пытался экранизировать «Дон Кихота» Сервантеса, но так и не закончил проект. Он снимал по шекспировским произведениям «Макбет», «Отелло» и «Фальстаф». Влияние Шекспира очень значительно в «Печати зла».

🎭 Его фильмам присуща нарочито выразительная актерская игра. Он создает роль крупными мазками, густо, объемно.

Шекспир на экране: Лоренс Оливье и Орсон Уэллс

Кадры из фильмов:

1. «Макбет», реж. Орсон Уэллс, 1948
2. «Отелло», реж. Орсон Уэллс, 1951
3. «Полуночные колокола», реж. Орсон Уэллс, 1965

Разные актерские техники Орсона Уэллса

😏😙🙃 Мы говорили о том, что Уэллс любит крупные планы и даже композиции из нескольких крупных планов. Вспомните кадры, которые подтверждают это.

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;