Орсон Уэллс
«Процесс»
В фильме по роману Кафки режиссер обращается к теме закона, произвола и маленького человека. Обсудим, почему он осмыслил это в комическом ключе.
🔥Фильм «Процесс» 1962 года по одноименному роману Франца Кафки Уэллс называл своим лучшим фильмом. Как и в случаях с другими фильмами Уэллса, картина была принята прохладно, отзывы были смешанные, хотя кто-то сразу определил картину как шедевр. Только со временем его начали высоко ценить. В биографии Орсона Уэллса 1996 года Дэвид Томпсон написал восторженный отзыв о картине и назвал фильм его откровением.
✏️ Аннотация. Рядовой клерк Йозеф К. обвиняется в некоем преступлении, которое он не совершал, поскольку не совершал вообще ничего противозаконного. Собственно, состав преступления ему не называют и сами обвинители, поскольку так же не знают, в чем он виноват.
Все критики с самого начала сошлись в том, что в фильме великолепные декорации и выдающаяся операторская работа 👇
🎥 Оператор применял неожиданные углы съемки, которые дезориентируют зрителя.
🎥 Бросается в глаза изощренно глубокий фокус, например, персонаж сидит прямо у объектива, буквально упирается в него лбом, занимая значительную часть кадра, но мы видим и задний план, и персонаж на нем — тоже в фокусе.
🎥 Здесь сложный внутрикадровый монтаж, движения камеры, все бурлит.
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Личное отношение к фильму «Процесс»
Олег Грознов рассказал, в чем видит предельную кинематографическую выразительность Уэллса. Теперь ваша очередь: подумайте, что вы чувствуете, когда смотрите это кино.
Разбор сцены из фильма «Процесс»
В «Процессе» Орсон Уэллс в очередной раз обращается к теме закона, беззакония, произвола, маленького человека. То, что так волновало Кафку, Уэллс осмыслил в комическом ключе.
Посмотрим, как работали над фильмом 👇
📖 В 60-м году к Уэллсу обратился франко-мексиканский продюсер Александр Залкинд с предложением сделать фильм по какой-нибудь классической книге. Изначально Залкинд предлагал ставить «Тараса Бульбу» Гоголя, но выяснилось, что в Голливуде уже сняли картину по этому произведению. Тогда Залкинд предложил 82 романа и Уэллс выбрал «Процесс» Франца Кафки. Так началась работа над этим фильмом.
✍🏻 6 месяцев Уэллс писал сценарий по роману. Он поменял последовательность глав, но самое главное — изменил финал. В финале Йозефа К. убивают ножом «как собаку» — это последняя мысль героя. Нож появляется и в финале фильма Орсона Уэллса, но в итоге героя взрывают динамитом и над ямой, где он умер, поднимается облако, напоминающее о ядерной бомбе.
🕟 Уэллс перенес действие кафкианского романа из 20-х годов в современность. Нельзя точно сказать, что это 60-е, но некоторые приметы времени есть — современные лампы дневного накаливания, тема компьютеров (правда, в вырезанной сцене).
📍 Снимался фильм и в Риме, и в Милане, и в Париже, и в Дубровнике. Значительная часть картины снималась в Югославии. В те годы там было выгодно снимать — Югославия предоставляла широкие возможности кинематографистам. Нет только главной локации — Праги. Казалось бы, логично снимать в родном городе Кафки, но в Чехословакию Орсона Уэллса не пустили. Тогда роман считался декадентским, а не коммунистическим.
🎭 У картины грандиозный актерский состав: Фернан Леду, популярный во Франции в 30-е годы, снимавшийся у Жана Ренуара, Жанна Моро, актриса поколения Новой волны, звезда фильмов Трюффо и Луи Маля. Также в фильме сыграли Роми Шнайдер, Энтони Перкинс, Аким Тамиров и сам Орсон Уэллс. Энтони Перкинса, кстати, Орсон Уэллс немного обманул — попросил играть черную комедию. В итоге его роль вышла очень выразительной.
⭐️ В создании фильма принял участие художник Александр Алексеев — абсолютный классик мировой анимации. Орсон Уэллс позвал его, чтобы сделать две анимационные вставки — пролог и эпилог фильма. Алексеев известен тем, что запатентовал уникальную технику игольчатого экрана.
Какую сцену вырезали из фильма и почему
Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.
8200₽ 4100₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день