angle-down facebook instagram vkontakte warning

Орсон Уэллс

Знаковые фильмы Уэллса

Уэллс расширил границы киноязыка и показал, что снимать сложными и долгими планами возможно. Изучим фильмографию и убедимся в этом на примерах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🎥 Обсудим важные фильмы Орсона Уэллса, о которых еще не успели поговорить. Начнем с мелодрамы о трех поколениях американской семьи.

О фильме «Великолепные Эмберсоны»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Орсон Уэллс на съемках фильма «Великолепные Эмберсоны», 1942

«Леди из Шанхая» 1947 года — нуар, который Уэллс снял задолго до своего более популярного нуара «Печать зла», а критики признали лишь спустя десятилетия.

Почему его стоит посмотреть 👇

✏️ Аннотация. Майкл О’Хара спасает Розали Баннистер, а она предлагает ему работу на яхте мужа. Сраженный наповал роковой блондинкой, О’Хара отправляется в плавание. В пути Гризби, деловой партнер мужа Розали предлагает Майклу помочь инсценировать его убийство, чтобы тот мог исчезнуть и получить огромную страховку. Гризби обещает заплатить $5000 — с такими деньгами Майкл и Розали смогут бежать и начать новую жизнь. Майкл соглашается и практически подписывает себе смертный приговор.

💰 У фильма любопытная история создания. Уэллсу не хватало денег на постановку мюзикла «Вокруг света», поэтому он обратился к продюсеру студии Columbia pictures Гарри Кону. Он попросил дать ему денег на постановку, а взамен обещал снять все, что угодно. Гарри предложил снять «Леди из Шанхая» — экранизацию романа Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь».

Что выделим 👇

Блестящие роли самого Орсона Уэллса и его супруги Риты Хейворт, одной из кинодив Голливуда. Фильм стал важным для ее имиджа: темноволосая голливудская красавица для съемок остригла волосы и перекрасилась в блондинку. Такую смену образа осудили поклонники, а продюсер посчитал, что Уэллс уничтожил Хейворт этим жестом.

Это уникальный нуар, снятый в жанре комедии. В фильме много иронии по отношению к персонажам. Например, герои сравниваются с животными — спрутами, акулами и крокодилами.

Это первый пример солнечного нуара. Действие разворачивается в жарких странах, обычно же нуар — это темнота и дождь.

Некоторые критики говорят о брехтианском подходе Уэллса: его ирония подрывает всю серьезность истории.

На декорации фильма повлиял «Кабинет доктора Калигари» — один из ярчайших образцов экспрессионизма. Даже финал фильма происходит в парке развлечений.

Сцена перестрелки в зеркальной комнате вошла в историю кино и стала классической. Сцена снята через отражение в зеркале и технически для своего времени очень сложна.

Cцена из фильма «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947

Кадры из фильма «Фальстаф» или «Полуночные колокола»

Фильм «Фальстаф» или «Полуночные колокола» 1965 — это экранизация нескольких пьес Шекспира. Впервые он был показан на Каннском фестивале и вызвал смешанные отзывы критиков, а потом (как обычно с Уэллсом) был признан одним из его главных шедевров и лучшим его шекспировским фильмом.

Давайте узнаем о нем побольше 👇

✏️ Аннотация. В фильме показана Англия времен феодальных междоусобиц в правление Генриха IV. В центре повествования — веселый похабник, выпивоха и хвастун Джон Фальстаф, попадающий в истории и совращающий с пути истинного наследника престола.

🎭 Фильм вышел с театральных подмостков: изначально Уэллс сделал постановку «Полуночные колокола» по пьесам Шекспира в 1939 году и в 1960 году. Уэллс ставил спектакли в Ирландии и надеялся, что в случае успеха он покорит лондонскую сцену. Этого не произошло, но Уэллс не хотел расставаться с персонажем Фальстафа и решил сделать фильм.

🤹🏻‍♂️ Уэллс ловко сочетает разные эстетики, манеры и техники актерской игры, чтобы создать интересную и сложную кинематографическую вязь. Например, сам Орсон Уэллс играет Фальстафа и трактует шекспировского героя в американской традиции — очень экспрессивно. Джон Гилгуд играет Генриха IV. Ему свойственна, напротив, королевская театральная выучка. В итоге получается грандиозный контраст. Также рядом оказываются французские актрисы — Жанна Моро и Марина Влади, по-своему видит роль испанский актер Фернандо Рей, любимчик Луиса Бунюэля. В рамках одного фильма режиссеру удается сочетать и глубинные монологи, и театр абсурда.

🤝 Ассистентом режиссера выступил испанский классик Хесус Франко. Он прославился фильмами ужасов, эротическими и порнографическими фильмами. Также он выпустил смонтированную им версию «Дон Кихота» Уэллса. Впрочем, его монтаж историки кино раскритиковали.

«Бессмертная история» — малоизвестный и самый короткий фильм Орсона Уэллса 1968 года. Он выполнен в символистском духе и был представлен в программе Берлинского кинофестиваля.

Вот его особенности 👇

✏️ Аннотация. Португальская колония, 19 век. Мистер Клэй — богатый стареющий торговец, о котором любят посплетничать в городе. Его секретарь мистер Левински рассказывает ему историю о том, как один богач заплатил бедному моряку крупную сумму, чтобы зачать ребенка с его женой. Левински утверждает, что это всего лишь легенда, но Клэй, у которого нет наследника, решает сделать ее правдой.

💃🏻 Бенефис Жанны Моро — Уэллс считал ее лучшей актрисой поколения и снимал ее много раз. Ни с одной другой актрисой он не работал так много. Часто ей доставались второстепенные роли, а здесь она в главной роли.

📖 Фильм — экранизация новеллы великой датской писательницы Карен Бликсен, которую часто экранизируют и в Америке, и в самой Дании.

🌈 Редкий цветной фильм Уэллса. Продюсеры настояли, чтобы работа была исполнена в цвете. Режиссер использовал цвет аккуратно, выбрав приглушенные тона. Получилось выразительно, но именно после этого опыта Уэллс отказался от цвета. Он сказал, что цвет многое крадет у киноизображения.

Карен Бликсен (1885–1962)

О фильме «Другая сторона ветра», 2018

1. Джон Хьюстон, Орсон Уэллс и Питер Богданович
2-5. Кадры из фильма «Другая сторона ветра», реж. Орсон Уэллс, Питер Богданович, 1970-2018

У вас наверняка уже сформировалось представление об Орсоне Уэллсе. Подумайте, без каких элементов или режиссерских ходов его картины трудно представить?

курс Level One
Режиссеры, которые изменили кино

Самый быстрый способ начать разбираться в кино — выбрать режиссеров, которых любят критики и зрители, и разобрать их главные фильмы. На курсе мы узнаем, из чего складывается язык кино Чаплина, Феллини, Хичкока, Годара, Скорсезе, Линча и Андерсона. Через этих режиссеров мы поймем, как по-разному выглядит кино разных эпох и направлений и что делает гения гением и навсегда вписывает в историю кино.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
8200₽ 4100₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;