angle-down facebook instagram vkontakte warning

Орсон Уэллс

Знаковые фильмы Уэллса

Уэллс расширил границы киноязыка и показал, что снимать сложными и долгими планами возможно. Изучим фильмографию и убедимся в этом на примерах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Олег Грознов
Искусствовед, киновед, автор книги «История кино. 24 кадра в секунду. От целлулоида до цифры», лауреат Премии Правительства Москвы

🎥 Обсудим важные фильмы Орсона Уэллса, о которых еще не успели поговорить. Начнем с мелодрамы о трех поколениях американской семьи.

О фильме «Великолепные Эмберсоны»

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Орсон Уэллс на съемках фильма «Великолепные Эмберсоны», 1942

«Леди из Шанхая» 1947 года — нуар, который Уэллс снял задолго до своего более популярного нуара «Печать зла», а критики признали лишь спустя десятилетия.

Почему его стоит посмотреть 👇

✏️ Аннотация. Майкл О’Хара спасает Розали Баннистер, а она предлагает ему работу на яхте мужа. Сраженный наповал роковой блондинкой, О’Хара отправляется в плавание. В пути Гризби, деловой партнер мужа Розали предлагает Майклу помочь инсценировать его убийство, чтобы тот мог исчезнуть и получить огромную страховку. Гризби обещает заплатить $5000 — с такими деньгами Майкл и Розали смогут бежать и начать новую жизнь. Майкл соглашается и практически подписывает себе смертный приговор.

💰 У фильма любопытная история создания. Уэллсу не хватало денег на постановку мюзикла «Вокруг света», поэтому он обратился к продюсеру студии Columbia pictures Гарри Кону. Он попросил дать ему денег на постановку, а взамен обещал снять все, что угодно. Гарри предложил снять «Леди из Шанхая» — экранизацию романа Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь».

Что выделим 👇

Блестящие роли самого Орсона Уэллса и его супруги Риты Хейворт, одной из кинодив Голливуда. Фильм стал важным для ее имиджа: темноволосая голливудская красавица для съемок остригла волосы и перекрасилась в блондинку. Такую смену образа осудили поклонники, а продюсер посчитал, что Уэллс уничтожил Хейворт этим жестом.

Это уникальный нуар, снятый в жанре комедии. В фильме много иронии по отношению к персонажам. Например, герои сравниваются с животными — спрутами, акулами и крокодилами.

Это первый пример солнечного нуара. Действие разворачивается в жарких странах, обычно же нуар — это темнота и дождь.

Некоторые критики говорят о брехтианском подходе Уэллса: его ирония подрывает всю серьезность истории.

На декорации фильма повлиял «Кабинет доктора Калигари» — один из ярчайших образцов экспрессионизма. Даже финал фильма происходит в парке развлечений.

Сцена перестрелки в зеркальной комнате вошла в историю кино и стала классической. Сцена снята через отражение в зеркале и технически для своего времени очень сложна.

Cцена из фильма «Леди из Шанхая», реж. Орсон Уэллс, 1947

Кадры из фильма «Фальстаф» или «Полуночные колокола»

Фильм «Фальстаф» или «Полуночные колокола» 1965 — это экранизация нескольких пьес Шекспира. Впервые он был показан на Каннском фестивале и вызвал смешанные отзывы критиков, а потом (как обычно с Уэллсом) был признан одним из его главных шедевров и лучшим его шекспировским фильмом.

Давайте узнаем о нем побольше 👇

✏️ Аннотация. В фильме показана Англия времен феодальных междоусобиц в правление Генриха IV. В центре повествования — веселый похабник, выпивоха и хвастун Джон Фальстаф, попадающий в истории и совращающий с пути истинного наследника престола.

🎭 Фильм вышел с театральных подмостков: изначально Уэллс сделал постановку «Полуночные колокола» по пьесам Шекспира в 1939 году и в 1960 году. Уэллс ставил спектакли в Ирландии и надеялся, что в случае успеха он покорит лондонскую сцену. Этого не произошло, но Уэллс не хотел расставаться с персонажем Фальстафа и решил сделать фильм.

🤹🏻‍♂️ Уэллс ловко сочетает разные эстетики, манеры и техники актерской игры, чтобы создать интересную и сложную кинематографическую вязь. Например, сам Орсон Уэллс играет Фальстафа и трактует шекспировского героя в американской традиции — очень экспрессивно. Джон Гилгуд играет Генриха IV. Ему свойственна, напротив, королевская театральная выучка. В итоге получается грандиозный контраст. Также рядом оказываются французские актрисы — Жанна Моро и Марина Влади, по-своему видит роль испанский актер Фернандо Рей, любимчик Луиса Бунюэля. В рамках одного фильма режиссеру удается сочетать и глубинные монологи, и театр абсурда.

🤝 Ассистентом режиссера выступил испанский классик Хесус Франко. Он прославился фильмами ужасов, эротическими и порнографическими фильмами. Также он выпустил смонтированную им версию «Дон Кихота» Уэллса. Впрочем, его монтаж историки кино раскритиковали.

«Бессмертная история» — малоизвестный и самый короткий фильм Орсона Уэллса 1968 года. Он выполнен в символистском духе и был представлен в программе Берлинского кинофестиваля.

Вот его особенности 👇

✏️ Аннотация. Португальская колония, 19 век. Мистер Клэй — богатый стареющий торговец, о котором любят посплетничать в городе. Его секретарь мистер Левински рассказывает ему историю о том, как один богач заплатил бедному моряку крупную сумму, чтобы зачать ребенка с его женой. Левински утверждает, что это всего лишь легенда, но Клэй, у которого нет наследника, решает сделать ее правдой.

💃🏻 Бенефис Жанны Моро — Уэллс считал ее лучшей актрисой поколения и снимал ее много раз. Ни с одной другой актрисой он не работал так много. Часто ей доставались второстепенные роли, а здесь она в главной роли.

📖 Фильм — экранизация новеллы великой датской писательницы Карен Бликсен, которую часто экранизируют и в Америке, и в самой Дании.

🌈 Редкий цветной фильм Уэллса. Продюсеры настояли, чтобы работа была исполнена в цвете. Режиссер использовал цвет аккуратно, выбрав приглушенные тона. Получилось выразительно, но именно после этого опыта Уэллс отказался от цвета. Он сказал, что цвет многое крадет у киноизображения.

Карен Бликсен (1885–1962)

О фильме «Другая сторона ветра», 2018

1. Джон Хьюстон, Орсон Уэллс и Питер Богданович
2-5. Кадры из фильма «Другая сторона ветра», реж. Орсон Уэллс, Питер Богданович, 1970-2018

У вас наверняка уже сформировалось представление об Орсоне Уэллсе. Подумайте, без каких элементов или режиссерских ходов его картины трудно представить?

курс Level One
Не только Голливуд: история мирового кино

Курс из 8 лекций про кино со всего мира. Поможет разобраться в стилях кино разных стран и легко выбирать кино под настроение. Обсудим великих режиссеров со всего мира и с удовольствием посмотрим фильмы, которые давно висели в виш-листе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
6600₽ 3300₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;