Винные критики и рейтинги
Главные критики: Роберт Паркер и Дженсис Робинсон
Роберт Паркер и Дженсис Робинсон — два мастодонта винной критики. Узнаем как взошли их звезды, почему они три года были в конфликте и как относится к их рейтингам.
Роберт Паркер тонко почувствовал и ловко поймал конфликт интересов между продавцами вин и потребителями. И разрешил этот конфликт — красочными заметками и стобалльной шкалой оценки. Узнаем, как взошла его звезда.
Как Паркер смог стать Паркером 👇
1️⃣🎓 Роберт Паркер по образованию юрист, работал по направлению защиты прав потребителя. Поэтому смог быстро прочувствовать конфликт интересов и понять запрос любителей вина.
2️⃣👥 У Роберта были коллеги, которые интересовались вином и его оценкой. Вероятно именно они вдохновили Роберта заняться вином. Любопытное и смешное совпадение — коллег, как и Паркера, звали Робертами.
👤🤬 Роберт Лоуренс Бальцер (Robert Lawrence Balzer) — яркий и харизматичный человек, который не стеснялся в выражениях, когда оценивал плохие вина. Скорее всего, именно он заставил Паркера загореться вином.
👤🗞 Роберт Финиган (Robert Finigan) начал публиковать свои винные отчеты — они назывались Robert Finigan's Private Guide to Wine. Похоже, что именно с этого начал формироваться формат описания вин и сам концепт их подачи потребителям.
🎇 Паркер выстрелил ярче всего, хотя не был единственным и формально не первым, кто начал писать заметки, систематизировать их и оформлять рекомендации или контрекомендации по винам.
Роберт Лоуренс Бальцер и обложка его первой из одиннадцати книг о вине California’s Best Wines
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Роберт Финиган и его книги
Роберт Паркер, возможно, стал тем, кем он есть, благодаря характеру и удаче. Но и без любви к вину точно не обошлось.
🍷 Паркер-самоучка. Роберт Макдауэлл Паркер Джуниор (Robert McDowell Parker Jr.) родился 23 июля 1947 года в городе Балтимор, штат Мэриленд, США. Изучал право в местном университете. Паркер знакомился с вином самостоятельно и никаких статусов типа Master of Wine у него нет.
Франция, вино и любовь. По студенческой программе Паркер оказался в Эльзасе, где познакомился со своей женой Патрисией и окончательно увлекся вином.
📒 С 1975 года Паркер начал выпускать винный гид. В 1978 году он оформил свои заметки в отдельное издание Балтимор Вашингтон Вайн Адвокат (The Baltimore-Washington Wine Advocate). Гид продавался по подписке: первую пробную рассылку Паркер сделал бесплатно — для рекламы. И получил хороший эффект — за второй выпуск внесли взнос уже 600 человек.
⭐️ К 1998 году у журнала Вайн Адвокат было 50000 подписчиков. Сейчас, в эпоху блогеров и Инстаграма, 50 тысяч подписчиков на нас не производят впечатления. Но тогда это были большие масштабы сами по себе и просто огромные для такого узкоспециализированного издания.
🌠 1982 год стал знаковым для Паркера. Он оставил работу в банке Балтимора и решил заниматься исключительно вином. А позже Паркер участвовал в слепой дегустации вин 1982 года, после которой взошла его звезда. Эти вина у основной массы получили низкие рейтинги — винтажи поругивали за высокую кислотность и недостаточную зрелость. А Паркер своим клиентам эти вина рекомендовал и говорил, что они более, чем хороши, но им нужно дать время развиться в бутылке. Через несколько лет на последующих тестах качество вин стало подкрепляться — они подорожали, а те, кто купил их, сразу оценили Паркера.
📌 После этого Роберт Паркер стал желанным гостем на любых дегустациях: публика доверяла его оценкам и в мире вин он теперь считался профессионалом.
✍️ Паркер не делился своими оценками устно. Он приезжал на все дегустации не как частное лицо, а как владелец важного винного издания. Поэтому после дегустации своим мнением он не делился, а оформлял заметки письменно и отправлял в печать. А обсуждать вина он был готов уже после выхода публикации. С одной стороны так он продвигал свой журнал, с другой — давал взвешенную оценку.
Паркер дегустировал много вин США. Благодаря его заметкам и вере в американское виноделие вина из США стали популярны в мире. Ведь когда Паркер ставит 100 баллов Шато из Бордо и те же 100 баллов вину калифорнийского производителя, то это как минимум вызывает интерес.
Роберт Паркер и Патрисия
Теперь обсудим систему оценки Роберта Паркера: как она устроена и когда с ней стоит сверяться.
💯 Паркер придумал для оценки вин стобалльную шкалу. Баллы собираются из оценок по четырем категориям: аромат, нос, рот и послевкусие — здесь все следует этапам дегустации.
Для каждого диапазона оценки есть словесный эквивалент. Точнее всего характеристика звучит в оригинале, но мы дадим перевод для ориентира.
100-балльная система оценки Роберта Паркера
🍷 96–100 — Extraordinary (исключительное вино)
🍷 90–95 — Outstanding (выдающееся)
🍷 80–89 — Barely above average to very good (выше среднего и очень хорошее — достаточно широкий диапазон получается)
🍷 70–79 — Average (среднее, приемлемое)
🍷 60–69 — Below average (ниже среднего, условно пригодное)
🍷 50–59 — Unacceptable (неприемлемое)
🆚 Объективная субъективность рейтинга. С одной стороны 100 баллов дают большое пространство, оценка по четырем параметрам претендует на комплексность и все в целом говорит об объективном подходе. Но с другой — субъективный момент всегда тоже есть. Дегустатор (и любой человек) никогда не может отделаться от своей физиологии.
🍒 Роберту Паркеру периодически припоминают его любовь к винам с пышной фруктовостью. Он скорее высоко оценит каберне совиньон и сиру, чем пино нуар. Возможно, запрос на чистую фруктовость у Паркера возник, потому что когда формировался его вкус, еще не было так много вин из идеально созревшего винограда (тогда еще не умели этого добиваться). Можно ли за это критиковать? Едва ли. Стоит ли это учитывать? Определенно да.
🧭 На Паркера есть смысл ориентироваться в Бордо, Роне, Калифорнии и Австралии, а пино нуары и другие легкотелые выбирать по другим рейтингам.
Портрет Роберта Паркера будет неполным, если мы не расскажем о паре курьезных случаев.
🍷🙈 Пил, но не помню. Например, на дегустации вин Бордо 2005 года Паркер очень высоко оценил этот год как выдающийся и дал винам высокие средние рейтинги. А через время на слепой дегустации в Нью-Йорке он не узнал ни одно из этих вин. Кто-то не без удовольствия иронизирует на эту тему до сих пор, кто-то понимает, что даже гений может ошибаться. Тем более, что по словам самого Паркера он дегустирует порядка 10000 образцов вина в год (это примерно 27 в день).
🍷🤡 Комикс о Паркере. На Роберта Паркера вышла критика в виде чудесного комикса «Семь смертных грехов Роберта Паркера». Это саркастическая реакция на то, как сильно влияет на винный мир разница в баллах оценки, и на другие моменты в работе Паркера.
То, насколько субъективны любые рейтинги, хорошо показала перепалка Роберта Паркера и Дженсис Робинсон.
Вот что произошло 👇
🙉 Дженсис Робинсон раскритиковала «грандкоюшное» шато. Дженсис Робинсон дала низкую оценку винам 2003 года Шато Пави (Château Pavie) из Сент-Эмильона. Она описала вино как «ridiculous» — смешное, нелепое. Ароматика была очень перезрелой — «porty sweet». Это было бы ожидаемо для жарких португальских регионов Порту или Дору или калифорнийского зинфанделя позднего сбора, но точно не для Сент-Эмильона. Так аргументировала свою низкую оценку Робертсон.
🐒 Роберт Паркер был против и полон подозрений. Паркер в ответ написал, что воспринял это вино совсем иначе — он оценил его высоко. А Дженсис упрекнул в том, что низкая оценка связана с ее личным отношением к владельцу шато.
🙈 Дженсис напомнила, что дегустация была слепой. Дженсис Робинсон написала в ответ, что, во-первых, абсолютно нормально относится к владельцу шато и это не влияло на оценку, а сама дегустация была слепой и она не могла знать, какое вино оценивает.
🙊 Паркер все же считал, что Дженсис подглядывала. Роберт Паркер отстаивал свои подозрения — сказал, что у Шато Пави форма бутылки немного отличается, ее можно узнать.
🏩 Эта перепалка происходила на страницах сайтов Паркера и Робинсон, а закончилась она через несколько лет, когда они случайно столкнулись в отеле и формально помирились.
🍷 Почему эту полемику интересно обсуждать? Этот случай интересен сам по себе, можно поразмышлять о сфере винной критики, насколько она может быть объективной. С другой стороны, нам любопытно и полезно прочитать фрагменты переписки с точки зрения языка и столкновения культур — американский английский Роберта Паркера и британский английский Дженсис Робинсон.
🔦 Этот конфликт подсветил еще один тренд современного виноделия — смену климата. Скорее всего в 21 веке нам нужно ждать от бордоских вин уже не того, к чему мы привыкли. Хотя бы допускать эти изменения.
🗞 Ключевые моменты переписки собрал в своей заметке журнал «Декантер».
Дженсис Робинсон — винный критик, достижения которого можно перечислять очень долго. Давайте все же перечислим и узнаем, как она пришла в вино.
Дженсис Робинсон (Jancis Robinson) родилась в Камбрии, в английском графстве на границе с Шотландией — в деревне, где жило всего 46 человек. Ее детство и юношество никак не были связаны с вином
🍷 С вином она познакомилась уже в Оксфорде. Она пишет об этом так: «Я познакомилась с вином в Оксфорде, где изучала математику и философию и заодно впервые попробовала прекрасную еду и вино» («I was introduced to wine at Oxford, where I read Maths & Philosophy while being delightedly exposed to fine food and wine for the first time»).
♥️ Ее первая винная любовь — винтаж Лез Амурёз 1959 года из аппелласьона Шамболь-Мюзиньи в Бургундии (Les Amoureuses Chambolle-Musigny).
✈️ Работала в бюро путешествий, потом перешла в торговый журнал Вайн энд Спирит (Wine & Spirit). На новой работе она смогла больше узнавать о вине и ездить по миру, чтобы набираться опыта в винной теме.
👩🏼🎓 В 1984 году получила титул Мастер оф Вайн (Master of Wine) и стала первым человеком с этим званием, которые не продает и не производит вино.
📰 Ведет колонку про вино для «Файнэншл Таймс» с 1986 года.
💺 С 1995 по 2010 год была винным консультантом «Бритиш Эйрлайнс» и формировала винные карты для бизнес-класса.
📼 В 1995 году на ВВС выпустила 10-серийный винный курс, который потом продавали в записи на DVD. Это вклад Дженсис в популяризацию вина. Курс можно посмотреть на Ютуб.
📚 Автор многих винных книг. Самая популярная — «Мировой атлас вин», которую она и соавтор Хью Джонсон дополняли и переиздавали восемь раз общим тиражом пять миллионов копий. В книге много дотошной и разнообразной информации про вино.
📕 Еще одна важная книга «Wine Grapes». Ее тиражи меньше, но ценность тоже высокая. Особенно интересно ее полистать, чтобы понять, какие сорта востребованы в Великобритании: некоторые описаны на три страницы, а о некоторых сказано буквально пару строк.
🎧 Занимается озвучкой документальных фильмов для BBC. Например, ее голос есть в фильме о советской гимнастке Ольге Корбут, о Королевском театре Ковент-Гарден и о еврейских ортодоксальных женщинах.
🏵 Обладатель Ордена Британской империи.
👑 Имеет звание смотрителя королевского погреба.
📲 JancisRobinson.com — винный проект Дженсис, который появился в 2000 году. Сейчас над материалами работает команда из 12 редакторов. Здесь есть неплохая открытая библиотека по сортам винограда. Все материалы доступны по платной подписке.
1 — Дженсис Робинсон
2 — Обложка винного курса Робинсон
3 — Дженсис Робинсон и Хью Джонсон на презентации седьмой редакции книги «Мировой атлас вин»
Теперь поговорим о рейтинге Дженсис Робинсон — чем он лучше, и чем хуже 100-балльной системы Роберта Паркера.
2️⃣0️⃣ Рейтинг Дженсис Робинсон состоит из 20 баллов. Стобалльную систему многие считают слишком сложной и растянутой. Двадцатибалльная выглядит проще, но немного уплотняет пространство и оценку бывает сложно понять. В системе Робинсон возможны половины баллов.
Вот как выглядят оценки 👇
🍷 20 — Truly exceptional (действительно выдающееся вино)
🍷 19 — A humdinger (шик, парень, что надо)
🍷 18 — A cut above superior (выше отличного)
🍷 17 — Superior (отличное)
🍷 16 — Distinguished (заслуживает внимания)
🍷 15 — Average (среднее)
🍷 14 — Deadly dull (смертельно скучное)
🍷 13 — Borderline faulty or unbalanced (почти плохое или несбалансированное)
🍷 12 — Faulty or unbalanced (плохое или тотально несбалансированное)
🇬🇧 «Расшифровка» оценок местами звучит совсем неофициально — характерные британские словечки и разговорные фразы. В этом есть ирония — и к винам в целом, и к их оцениванию. К слову, Шато Пави, из-за которого и возникла ссора с Паркером, получило от Робинсон 12 баллов.
Вот средние подсчеты оценок Робинсон 👇
🍷 9,5–20 баллов — диапазон, который использует.
🍷 16–17 баллов — столько получается 50% вин, которые Робинсон оценивает.
🍷 16,4 балла — средняя оценка.
💭 Что думает о своей системе сама Робинсон. Она говорит прямо, что в ее рейтинге, например, 18 баллов для Шампани не равны 18 баллам для Божоле. Цифра задается в каждой системе оценки качества. Также Робинсон считает, что описание вина важнее оценки — ей самой говорить о винах интереснее, чем их ранжировать. Поэтому ее описание очень интересно читать, особенно если есть цель подтянуть профильный английский.
С вином можно общаться по-разному. Можно разбираться в регионах и виноградниках, искать редкие вина Марокко и Китая и мерить температуру вина градусником. А можно просто найти любимое вино и наслаждаться бокалом за ужином — даже без всех этих специальных знаний. Мы запускаем курс для всех, кто хочет получать больше удовольствия от каждого глотка. Научимся выбирать лучшее вино за те деньги, которые есть, правильно сервировать разные вина и поддерживать разговоры об ароматах и танинах. Углубляться в теорию сильно не будем — знания о регионах, стилях и производстве пригодятся, чтобы выбрать «свое» вино среди других бутылок.
7200₽ 3600₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день