angle-down facebook instagram vkontakte warning

Женщины в философии

19 век: первые феминистки

В 19 веке рождается поколение женщин-бунтарей, которые изменили мир — сделали его более похожим на современный. Посмотрим на зарю феминизма на примере трех мыслительниц.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
тренер по аргументации и критическому мышлению, 12 лет преподавал в НИУ ВШЭ и 10 лет подряд получал награду «Лучший преподаватель», автор книги, 2 пособий и 30 научных статей по логике

🙋🏻‍♀️ Шарлотта Гилман (1860–1935) — американская феминистка. Гилман занималась социологией и литературой, преподавала, пропагандировала общественные реформы. Благодаря своим разносторонним талантам и яркой жизни Шарлотта стала ролевой моделью для будущих поколений феминисток.

🟨 «Желтые обои» — рассказ, который был написан Шарлоттой за два дня, после тяжелой борьбы с послеродовым психозом. Он повествует о женщине, которую муж на три месяца запер в комнате ради ее же здоровья. Отвратительные желтые обои сводят ее с ума и становятся символом внутреннего протеста против медицинского, семейного и экономического принуждения женщин той эпохи.

🙁 В те времена женщина расценивалась как «истеричное» и «невротическое» существо, одновременно хрупкое и ущербное. Поэтому любые жалобы женщины на депрессивное состояние после родов врачами и семейным окружением рассматривались как вздор. Лучшим средством считалось изолировать несчастную на какое-то время «ради ее же блага».

🧳 Через четыре года Шарлотта ушла от мужа, что было крайне редким явлением для американского общества 19 века. Официальный развод был получен лишь через 10 лет. После развода Шарлотта с дочерью уехала в Пасадену, штат Калифорния, где стала активисткой нескольких феминистских и реформистских организаций, в одной из которых даже стала автором и редактором журнала.

👨‍👩‍👧 Гилман считала, что преобладающие в обществе патриархальные убеждения угнетают женщину повсюду, особенно в семье. Мужская агрессивность и материнская роль женщин, по ее мнению, есть искусственные культурные конструкции. Возникнув в доисторические времена, эти стереотипы безнадежно устарели и стали вредны. Шарлотта писала: «Не существует женского ума. Мозг — не половой орган».

🥘 Шарлотта Гилман считала, что нет ничего вреднее для общества чем стереотип «идеальной женщины» — хозяйки домашнего очага. В 1898 году Шарлотта опубликовала книгу «Женщины и экономика», где обосновывались тезисы о том, что женщины покорены мужчинами, что материнство не должно препятствовать работе женщины вне дома, и что ведение домашнего хозяйства, приготовление пищи и уход за детьми должны быть закреплены за соответствующими профессиями, а не за женским полом.

🗣 «Идеальная женщина — это не только социальная роль, которая заперла женщину в собственном доме. Как считалось, женщина еще и должна быть довольна этой ролью, всегда быть веселой, улыбчивой, жизнерадостной и добродушной».

Шарлотта Гилман, ок. 1900

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Одна из немногих женщин среди представителей философии анархизма — Вольтарина де Клер.

👱🏼‍♀️ Вольтарина де Клер (1866–1912) — американская анархистка и феминистка, одна из ключевых фигур в истории анархизма в США.

💒 Вольтарина была воспитана в монастыре. Несколько раз она пыталась сбежать, но ее возвращали. Впоследствии ею всегда двигала страсть к справедливости и гуманизму, но она не связывала это с религией и стала атеисткой.

⚡️ В работе «Сексуальное рабство» де Клер осуждает современное общество. Вольтарина рассуждает не о торговле женщинами с целью проституции, а об устройстве мышления. Она критикует идеалы красоты, поощряющие женщин уродовать свое тело. Ее не устраивает практика навязывания детям неестественных гендерных ролей.

💍 Она осуждает брачное законодательство, которое позволяет мужчинам фактически изнасилование жены без каких-либо юридических последствий. Этот закон «делает каждую замужнюю женщину рабыней на цепи, вынужденной принять фамилию своего господина, брать пищу из рук своего господина, выполнять приказы своего господина и прислуживать его любовницам».

💪 В работе «Прямое действие» Вольтарина призывает отстаивать справедливость не словами, а поступками. В определенных обстоятельствах, считает она, история дает людям санкцию действовать прямо здесь и сейчас — как это было, например, во время «бостонского чаепития».

💥 Как сторонница анархизма Вольтериана считала, что в мире не должно быть никаких возвышающихся над человеком источников власти и насилия. Де Клер была категорически против регулярной армии, считая, что ее существование лишь способствует войнам. В эссе «Анархизм и американские традиции» она утверждала, что для достижения мира во всем мире «все мирные люди должны прекратить свою поддержку армии и требовать, чтобы все желающие воевать делали это на свой страх и риск; никаких пенсий и пособий тем, кто сделал убийство людей своей профессией».

Вольтарина де Клер, 1891

Вольтарина де Клер и филадельфийский стрелок

Ее называют самой загадочной женщиной 20 века, она одной из первых обратилась к вопросу эротических отношений, не отвечала взаимностью своим многочисленным поклонникам и полностью принадлежала лишь самой себе. Чем жила и о чем размышляла Лу Андреас-Саломе?

💁🏻‍♀️ Лу Андреас-Саломе (1861–1937) — немецкая писательница российского происхождения, дочь генерала Густава фон Саломе. Она окончила немецкую школу в Санкт-Петербурге, а затем, в сопровождении матери отправилась в Швейцарию, чтобы слушать университетские лекции. В Российской империи в тот период не существовало высшего образования для женщин, поэтому многие девушки выбирали подобный путь. В 80-е годы 19 века Лу Саломе живет в беззаботной студенческой среде, которая была почти коммуной.

💔 Ее друг, писатель и философ Пауль Ре, предлагает ей руку и сердце, но она оставляет его во «френдзоне», как и практически всех своих мужчин впоследствии. Пауль знакомит Саломе со своим другом Фридрихом Ницше, который был покорен и ее интеллектом, и «классической русской красотой». Втроем они занимаются интеллектуальными беседами, сочинениями и путешествиями. Ницше тоже просит ее руки, и тоже получает отказ.

📖 Говорят, что некоторые черты своей возлюбленной Ницше использовал в романе «Так говорил Заратустра»:

🗣 «Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок. Но что же женщина для мужчины? Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки».

🗣 «Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило железо магниту: „я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе“. Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет».

💍 В конечном счете Лу все-таки выходит замуж за Карла Андреаса, который был старше ее на 15 лет. На ее глазах он вонзает нож себе в грудь, чтобы убедить в серьезности своих намерений — это произвело на нее впечатление. Но брак был заключен с условием, что у них не будет никаких половых отношений. И в течение 43 лет, прожитых вместе, это условие выполнялось. В 36 лет Саломе знакомится с Райнером Рильке, который был в то время юным и малоизвестным поэтом. Рильке, как и многие другие возлюбленные Лу, жил с нею и Андреасом в их доме. Вместе они совершили две поездки в Россию, она познакомила его с русским языком, творчеством Толстого и Достоевского.

👓 В 50 лет Лу приняла участие в работе Международного психоаналитического конгресса в Веймаре и познакомилась с Зигмундом Фрейдом. Они стали друзьями на следующую четверть века. Лу Саломе добросовестно штудировала психоанализ и вошла в круг ближайших учеников Фрейда.

💋 По настоянию своего друга философа Мартина Бубера Лу пишет трактат «Эротика». Книга имела большой успех и переиздавалась в Европе 5 раз.

🗣 «Эротические отношения — это промежуточная форма между отдельным существом, эгоистом, и социально чувствующим существом. В действительности эротическое чувство само по себе является таким же своеобразным миром, как и все социально окрашенные чувства или чувства отдельного эгоистического человека; эротическое чувство проходит все ступени: от самых примитивных до сложнейших в своей собственной сфере».

1. Лу Андреас-Саломе, ок. 1897
2. Лу Саломе в повозке, запряженной Паулем Ре и Фридрихом Ницше, 1882

курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена

Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
5400₽ 2700₽
подробнее о курсе
образовательный проект level one
Начните разбираться
в сложных
темах
с самыми вдохновляющими экспертами
Только проверенные лекторы
27 тысяч отзывов
на лекции и практикумы
Вам понравится
4,9 из 5,0
средний рейтинг лекции
Есть из чего выбрать
До 10 разных
вебинаров в день
;