Женщины в философии
Эпоха Просвещения: независимые женщины-ученые
В 18–19 веках чтобы высказывать свое мнение, женщине достаточно было иметь финансовую самостоятельность. Познакомимся с женщинами-учеными и узнаем, какие их идеи опередили время.
👱🏻♀️ Эмили дю Шатле (1706–1749) — французский физик и математик. Эмили была дочерью французского барона. Отец обратил внимание на одаренность Эмили и дал ей превосходное классическое образование. Она изучала английский и итальянский языки, серьезно занималась фехтованием, пением, танцами, театральным мастерством, играла на спинете. В 16 лет Эмили была принята при дворе.
💍 Эмили пользовалась успехом в свете и довольно рано вышла замуж за Маркиза дю Шатле. В то время в аристократической среде браки редко заключались по любви, скорее это были договорные отношения между мужем и женой. Маркиза дю Шатле считала, что ее обязательства перед мужем были полностью выполнены после рождения троих детей. Она пользовалась свободой, не переступая границ приличий, обозначенных для светской женщины. У нее было несколько небольших романов, в основном с математиками.
🏰 В 1733 году маркиза познакомилась с Вольтером и стала его любовницей. Когда Вольтер из-за преследований вынужден был покинуть Париж, Эмили предложила ему в качестве убежища небольшой обветшалый замок мужа в Сире. В то время Вольтер был довольно богат, он отремонтировал этот замок и пристроили к нему целое крыло. 15 лет, проведенные в этом замке, стали для Вольтера самыми плодотворными.
📖 Эмили дю Шателе перевела «Математические начала натуральной философии» Ньютона с латыни на французский. Чтобы перевести эту работу, нужно было разбираться в новой математике, физике, онтологии, то есть философии бытия. Эмили была конгениальна Ньютону. Она не только профессионально переводила его текст, но и комментировала его, улучшая и поясняя. Она настаивала, что термин «количество движения» (которым Ньютон называл произведение массы на скорость) лучше подходит для произведения массы на квадрат скорости (которое, вслед за Лейбницем, в то время называли «живой силой»).
🔢 Эмили знала математику на таком высоком уровне, что пыталась ликвидировать расхождения между подходами Ньютона и Лейбница, которые спорили за право считаться автором интегрального и дифференциального исчисления. Эмили старалась привести их подходы к общим одинаковым понятиям, формулам и обозначениям.
🤱🏼 В 1749 году Эмили дю Шатле родила от Вольтера дочь. По словам Вольтера, девочка родилась, когда ее мать работала за письменным столом. Роды прошли неблагополучно, у Эмили развилась послеродовая горячка, от которой она умерла, а вскоре умерла и ее дочь. После смерти Эмили Вольтер писал:
🗣 «Я не только потерял свою возлюбленную, я потерял половину себя самого, душу, созданную для меня, подругу, которую я знал с ее колыбели».
📜 В архивах Санкт-Петербурге среди бумаг Вольтера хранятся примерно триста страниц текста, написанных дю Шатле. Они до сих пор не опубликованы и, возможно, скрывают неизвестные нам оригинальные концепции Эмили дю Шатле.
1. Портрет маркизы дю Шатле. Морис Кантен де Латур, 18 век
2. Литография, на которой изображен замок, в котором жили Эмили дю Шатле и Вольтер, 18 век
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
С течением времени идея равенства мужчин и женщин высказывалась все увереннее. В 1791 году была опубликована «Декларация прав женщины и гражданки», давайте познакомимся с ее создательницей.
👩🏻💼 Олимпия де Гуж (урожденная Мари) была женой полицейского интенданта — овдовев, она решила начать новую жизнь. Она переехала в Париж и взяла новое имя — Олимпия. Спустя три года Олимпия снова вышла замуж за богатого государственного чиновника, что позволило ей заниматься самообразованием, публицистикой и салонной философией.
🗯 Олимпия близко сошлась с Софией Кондарсе, хозяйкой «Социального кружка» и женой философа-просветителя Николя Кондорсе. «Социальный кружок» — салон, в котором обсуждались идеи свободы, демократии и отмены рабства.
⛓ Де Гуж активно приветствовала движение в поддержку демократических свобод в США, которое вдохновило ее на активную борьбу за отмену рабства. Она вошла в число наиболее видных филантропов-аболиционистов.
💸 В 1789 году Олимпия де Гуж написала «Вопль мудреца, написанный одной женщиной», в котором выступала против «ковертюра» (фр. couverture — покрытие) — юридической концепции, в рамках которой женщина не обладала полной дееспособностью и не считалась правовым субъектом, так как ее интересы якобы «покрываются» интересами мужчины, например, мужа. Эта традиция приводила к тому, что если бы, например, женщина издала книгу, гонорар за нее получил бы ее муж.
🙋🏻♀️ Главное произведение де Гуж — «Декларация прав женщины и гражданки» (1791). Декларация Олимпии де Гуж стала ответом на «Декларацию прав человека и гражданина» (1789). Посмотрим на наиболее яркий фрагмент этого манифеста:
🗣 «Женщина, очнись. Набат разума раздается по всему миру. Осознай свои права. Огромное царство природы больше не окружено предрассудками, фанатизмом, суевериями и ложью. Пламя истины разогнало тучи глупости и узурпаторства. Силы раба умножились, и он сбросил свои оковы. Но, освободившись, он стал несправедлив к своим ближним. О, женщины! Когда же вы прозреете? Что вы получили от Революции? Усилившееся презрение, более очевидное пренебрежение. На протяжении столетий у вас была власть только над мужскими слабостями».
📣 Де Гуж надеялась привлечь внимание общества к тому, что Великая французская революция, декларируя равенство, не признала равноправия мужчин и женщин. Однако декларация не оказала реального влияния на ход революции. Важно отметить, что декларация не была манифестом организованного женского движения, но сформулировала идею полного женского равноправия, за которое феминизм стал бороться значительное время спустя.
❌ После свержения монархии де Гуж стала выступать как последовательная противница террора. Она писала: «кровь, даже виновных, проливаемая с жестокостью и изобилием, навечно пятнает Революцию».
✍️ В 1793 Олимпию арестовали за опубликованный политический памфлет. Находясь в тюрьме, де Гуж с помощью друзей опубликовала свои последние работы: «Олимпия де Гуж перед революционным трибуналом», где она рассказала о подробностях ее процесса, и «Преследование патриотки», в которой она осудила террор.
⚰️ Трибунал приговорил де Гуж к смерти «за подстрекательство к мятежу против единой и неделимой республики». Очевидцы отмечали мужество, с которым она встретила казнь. Ее последние слова были: «Дети отечества отомстят за мою смерть».
Наша следующая героиня своей жизнью и мыслями опережала время.
👩🏻 Гарриет Тейлор-Милль (1807–1858) — английский философ. В 1826 вышла замуж за Джона Тейлора и родила от него троих детей. В 1830 году Гарриет вступила во внебрачную связь с величайшим философом и экономистом Джоном Стюартом Миллем. А с 1833-го она с дочерью уехала от мужа, с ним остались двое старших сыновей. В Викторианской Англии разводы считались совершенно недопустимыми. Выйти замуж за Милля Гарриет смогла только после смерти мужа в 1851.
🌟 В своей «Автобиографии» Джон Милль отметил: «Всем самым ценным в том, что было написано мною, я обязан своей жене». Милль честно признается, что Гарриет была не просто его музой, а давала ему идеи и некоторые фрагменты своих произведений он написал в сотрудничестве с Гарриет. Она не могла публиковать книги под своим именем из-за практики кувертюра — деньги от ее публикации получил бы ее законный муж. Джон Стюарт Милль признается, что в одной из ранних работ под названием «Принципы политической экономии» авторство одной главы полностью принадлежит Гарриет. Эта глава называется «Будущее рабочих классов».
⚙️ В главе «Будущее рабочих классов» то, о чем гораздо позже будут спорить марксисты и социал-демократы, впервые излагает женщина. Гарриет писала, что в будущем с течением прогресса рабочие должны включаться в акционерный капитал и становиться отчасти собственниками средств производства. Это именно та идея, к которой в конце 19 — начале 20 века пришли социал-демократы, спорившие с Марксом. Маркс настаивал, что противоречия между рабочими и капиталистами неразрешимы, а социал-демократы утверждали, что со временем капитализм приобретет человеческое лицо и рабочие будут сами отчасти собственниками производства.
⛓ Джон Стюарт Милль объявляет гендерное неравенство разновидностью рабства. Он пишет работу «О подчинении женщин» (также переводят как «О подчиненности женщины»), в которой утверждает, что женщины не должны занимать подчиненное положение по отношению к мужчинам. Из автобиографии Милля мы узнаем, что эта книга была написана под большим влиянием его супруги, которая была радикально настроена в вопросах равноправия.
⚰️ Гарриет Тейлор-Милль умерла от туберкулеза, не дождавшись завершения работы «О подчинении женщин». Дочь Гарриет от первого брака помогала Миллю дописывать книгу.
Аргументы Гарриет и Джона Стюарта Милля в пользу равноправия женщин
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день