Женщины в философии
Главные женщины-философы Средневековья и эпохи Возрождения
В Средневековье и эпоху Возрождения женщины начинают отстаивать право на собственный голос и впервые активно заявляют о равных правах с мужчинами. Посмотрим, как они это делали.
Поговорим о самых ярких фигурах среди мыслительниц Средневековья и эпохи Возрождения. Начнем с Екатерины Сиенской.
🕯 Екатерина Сиенская (1347–1380) родилась в Италии в аристократической семье, но стала монахиней. Екатерина довольно рано заявила родителям о том, что выбрала духовный путь. В 13 лет те пытались выдать Екатерину замуж, но она так активно сопротивлялась, что ей удалось избежать замужества. Екатерина ушла из дома и вопреки воле родителей стала монахиней в миру доминиканского ордена.
✨ В молодости у Екатерины был мистический опыт. Она рассказывала, что в своих видениях Христос дал ей кольцо и она стала его невестой. У Екатерины были невидимые стигматы — ран не было, но она чувствовала очень сильную боль. Этот опыт Екатерина описала в мистическом сочинении «Диалоги о божественном провидении».
💒 Своей миссией Екатерина считала реформу церкви. Этот большой замысел был связан с одним практическим вопросом — возвращением Папы Римского в Рим. С 1309 по 1377 год глава Католической церкви был вынужден пребывать во французском городе Авиньоне и находился в зависимости от французских королей (Авиньонское пленение). Екатерина была в составе миссии, направленной в Авиньон, и приложила много усилий, чтобы убедить Папу Григория XI перенести Святой Престол обратно в Италию.
🗡 Некоторые исследователи находят много общего между Екатериной Сиенской и Жанной д'Арк. Симона де Бовуар говорила, что в ту эпоху женщина могла обрести достаточный авторитет, чтобы к ее словам прислушивались, только если она избирала радикальный путь, как Жанна д’Арк или как Екатерина Сиенская.
🛡 В эпоху Средневековья женщина могла быть услышанной, только если отказывалась от привычной роли. Жанна д’Арк надела мужские доспехи и взяла в руки меч, Екатерина Сиенская не захотела стать женой и матерью и посвятила свою жизнь Богу.
🙏🏻 Екатерина Сиенская признана одной из четырех женщин-учителей церкви. Она была первой женщиной, которой за долгое время разрешили проповедовать в церкви. Екатерина была канонизирована. Она до сих пор является одной из самых почитаемых святых в католицизме.
1. Святая Екатерина Сиенская, Джованни Баттиста Тьеполо, 1746
2. Святая Екатерина Сиенская, меняющаяся сердцами с Иисусом Христом. Джованни ди Паоло, 1417/1482
3. Екатерина Сиенская сопровождает папу Григория XI в Рим. Джорджо Вазари (1511–1574)
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Екатерина Сиенская и инквизиторы
Переместимся в эпоху Раннего Возрождения, именно в это время появляется мыслительница, которую можно назвать «бабушкой» европейского феминизма, — Кристина Пизанская.
💁🏻♀️ Кристина Пизанская (1364/1365–1430) родилась в Италии, но большую часть жизни провела во Франции. Она была аристократического происхождения, выросла в придворной семье и имела доступ к французскому двору. Могла посещать библиотеку Лувра, лучшую библиотеку Европы. Она была знакома с римской классикой, а также с современными произведениями Данте, Петрарки, Боккаччо.
✍️ Кристина Пизанская — первая французская профессиональная писательница и поэтесса. Среди ее работ баллады о любви и разлуке, труды, посвященные герцогам и королям (именно они обеспечивали ее существование), философские трактаты.
📗 В 1405 году она пишет трактат «О Граде женском». Рассмотрим его основные идеи.
1️⃣ ⚖️ Именно с этого трактата берет начало так называемый «спор о женщинах», который продлится несколько веков. Кристина Пизанская впервые поставила вопрос, из которого спустя много веков вырос феминизм — равны ли возможности мужчин и женщин? Кристина утверждает, что женщина ни в чем не уступает мужчине по своим способностям.
2️⃣ 👩🏻 Кристина Пизанская пытается разоблачить миф о том, что женщина — глупое и слабое создание, подверженное страстям. Она показывает, что все те пороки, которые приписывают женщинам, также распространены среди мужчин, и есть большое количество примеров достойнейших женщин.
3️⃣ 🍎 Также она разоблачает типичный средневековый миф о том, что женщина — это сосуд греха. Считалось, что именно от Евы, соблазнившей Адама съесть яблоко, идут все беды. Кристина объясняет, что если в семье случалось что-то плохое, в этом совсем не обязательно виновата женщина.
4️⃣ 💍 Рассуждая о неудачных браках, Кристина объясняет, что нельзя винить в них женщин. Она говорит, что в каждом неудачном браке надо винить конкретные человеческие пороки, конкретных мужчин и женщин.
➡️ Позднее Средневековье и Раннее Возрождение предлагает нам другой образ женщины — это женщина, которая осмеливается быть первой, отвоевывает право на высказывание своих мыслей и заявляет, что женщинам полагаются равные права с мужчиной.
1. Кристина Пизанская и ее сын. Приписывается Мастеру Часослова Бедфорда, ок. 1413
2. Иллюстрация к трактату «О Граде женском». Из рукописи 15 века
3. Кристина Пизанская преподносит свою книгу королеве Изабелле Баварской. Из рукописи 15 века
В эпоху Позднего Возрождения «спор о женщинах» продолжает Лукреция Маринелла.
👩🏻🦱 Лукреция Маринелла (1571–1653) — венецианская писательница и поэтесса, происходящая из аристократической семьи.
📘 Лукреция — автор одного из первых, написанных женщиной, полемических трактатов о положении женщины в обществе. В 1599 году Джузеппе Пасси написал полный мифов и отвращения к женщинам трактат под названием «Женские недостатки». Через год Лукреция написала трактат, состоящий из двух частей — «Благородство и совершенство женщин» и «Недостатки и пороки мужчин». В нем она разбирает происхождение слова, которые используют для обозначения женщин, приводит примеры успешных женщин прошлых веков и иллюстрации нравственной деградации мужчин.
🤝 В философских трактах Лукреция предлагает свой вариант синтеза платоновского и аристотелевского начала. Именно в эпоху Возрождения возникло представление о том, что философии Платона и Аристотеля совершенно разные: платоновская философия скорее небесная, поэтическая, а аристотелевская — приземленная, рациональная. Лукреция приходит к выводу, что мы сможем примирить платоновское и аристотелевское начала, если воздадим должное женскому началу мироздания. Она приходит к выводу, что женщина — это проявление совершенной идеи блага существующее в сознании Бога.
Гораздо позже в 19 веке русский философ Владимир Соловьев будет говорить про Софийную, четвертую ипостась Бога, женское лицо, которым Бог обращен к миру.
1. Титульный лист трактата «О благородстве и совершенстве женщин», издание 1601 года
2. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа», 1511. Платон показывает пальцем в небо, Аристотель делает приземляющий жест
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
5400₽ 2700₽
темах
на лекции и практикумы
средний рейтинг лекции
вебинаров в день